?

Log in

No account? Create an account
Говард Фаст «Евреи. История народа» - Пионер. — ЖЖ
Февраль 6, 2003
12:58 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Говард Фаст «Евреи. История народа»
Зашел как-то в книжный магазин и обратил внимание на ярко-желтую книжку с завлекательным заглавием «Евреи». Взял в руки.
Говард Фаст «Евреи. История народа»
Так, так. В аннотации сказано:
«Для души и для ума. История вечного народа, написанная знаменитым Говардом Фастом (род.1914), - он был и коммунистом, и антикоммунистом, но всегда оставался писателем и евреем».
Хм, еврейский националист. Не знаю, чем он знаменит средь евреев, но это то, что нам нужно для антисемитских занятий.
И вот еще трогательное обстоятельство. Желтая книжка «Евреи» стояла на полке обнявшись с коричневой «Антисемитизм». В «Антисемитизме» помещены труды по еврейскому вопросу Ч.Ломброзо и нашего Г.Державина, а также русских высокопоставленных чиновников XIX века, и плюс Всеподданнейшая записка на Высочайшее имя барона Гинцбурга. «Антисемитизм» я тоже купил. Но читать пока не буду. Ведь я и без того антисемит. Лучше почитаю Фаста. О результатах буду докладывать.
* * *

Глава I. «Пустыня»

Началось, конечно, все с Библии. Почему не с Торы?! Судя по всему, наш Фаст не иудаист.
К библейской истории евреев Фаст относится с иронией просвещенного человека. Это теплая ирония. Фаст отчетливо сознает важность библейского мифа для еврейского национального самосознания.
Любопытная цитата из Фаста, речь идет о древних евреях до завоевания ими Ханаана (впоследствии переименованного евреями в Израиль):
«Как они облизывали пересохшие губы, как дрожали от отчаяния их руки, как плакали их женщины от голода и жажды, глядя на эти богатства! Богатства были перед ними, но оставались недосягаемыми, ибо их надежно охраняли неприступные крепости, дисциплинированные армии, состоящие из тысяч одетых в кольчуги меченосцев и лучников – бесстыдная и наглая сила, обращавшая в прах мечты этих пастухов».

И знаете, дорогие читатели, на что облизывались бедные древние евреи? На земли и имущество своих соседей, которых они мечтали ограбить и поработить. Однако проклятые вооруженные силы аборигенов долго препятствовали сбыться еврейской мечте. Восхитительное еврейское раздражение против чьей-то силы, не позволяющей евреям без затей ограбить наглеца.
Не знаю как евреев древних, а менталитет современных подобные взгляды на историю характеризуют весьма ярко и убедительно.
Следом патетически описываются древнееврейские разбойничьи набеги:
«Временами доведенные до отчаяния голодом и жаждой, Сыны Израиля перебирались через Иордан или покидали пределы Синая, и вооружившись копьями с медными наконечниками и медными ножами, бросались на дисциплинированные ряды закованных в кольчуги воинов. Но даже и в тех редких случаях, когда отчаянная храбрость одерживала верх, их натиск разбивался о каменные стены».

Из буквоедства скажу, что сомневаюсь в существовании кольчуг в бронзовый век. Так думаю, что кольчуги были изобретены тысячелетия полтора спустя тех времен, которые вдохновенно описывает Фаст. Ну да б-г с ним.
Красочную историю, как евреи обворовали своих египетских соседей и бежали из страны, Фаст почему-то обошел. Библейская глумливая история о посрамлении евреями древнеегипетских правоохранительных органов, пожалуй, первая в человеческой истории запись блатного фольклора.
Определенно, Фаст не ортодоксальный иудаист. К буквальному религиозному толкованию Священной истории евреев он относится скептически, но считает ее важной (основополагающей) частью еврейского культурного наследия. Фаст рассмотрел несколько исторических версий Исхода, и счел наиболее достоверной, что около середины XIII в. до н.э. из «египетского рабства» Моисей вывел около полутысячи левитов (одно из колен Сынов Израилевых). Эти самые левиты присоединились к завоевывающим Ханаан евреям, и впоследствии стали у евреев сословием священнослужителей. Огненный бог левитов, Яхве, который говорил с Моисеем из горящего куста, со временем вытеснил все прочие еврейские культы. По мнению Фаста левиты изначально поклонялись вулкану, бывшему где-то на Синае.
«В конце концов все племена приняли и приукрасили великую сагу об исходе Моисея, переплетя ее со своими легендами. При этом, однако, осталась единой четкая линия событий – история о том, как вождь и законодатель вывел некий народ из Египта, наложив на него печать избранности, которая никогда не будет стерта».

В заключение чтения главы отметим, что она заполнена противными жалобами на трудную жизнь древнего еврея пастуха-кочевника. Вот типичные обороты: «жизнь была скудна и горька», «горькое существование в пустыне», «доведенные до отчаяния голодом и жаждой», «обессиленные от голода и жажды», «такие моменты отчаяния снова и снова повторялись в истории Сынов Израиля», «исполненный горькой тоски скиталец», «горечь жизни в сухой пустыни» и т.д. и т.п. Евреи сами себе очень сочувствуют, до слез. И очень любят чужое сочувствие к себе, добывают его всячески.
Фаст хочет оправдать «свирепое и безжалостное» - по его собственному признанию – завоевание Палестины древними евреями кочевниками их невыносимо трудной жизнью в суровой пустыне. Куда было деваться беднягам, как не грабить и убивать соседей? Однако дела обстоят ровно наоборот: кочевники начинают завоевательные походы от изобилия, после десятилетий благополучной жизни, когда у них появляется избыток людских и прочих ресурсов. Действительно страдающие от «голода и жажды» бессильны.

(32 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:Февраль 6, 2003 03:06 am

саможалобливость

(Link)
является также смыслом и основой веры в мошиаха

кто-то должен прийти, чтобы их спасать, но не только это, а еще и дать им полное воцерение над всем миром и всеми людьми

Это заурядная психология озлобленного ништяка, которым все помыкают. Он мечтает: вот если бы пришел свояк, всех раскидал, победил, а меня посадил бы царем, вот тогда бы все народы увидели, какой я великий и даже божественный. А пока этого никто не видит, потому что сижу не в царях, а в помоях.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Февраль 6, 2003 04:09 am

Re: саможалобливость

(Link)
Не спешите. История евреев сложна и однозначного вывода не содержит.
From:(Anonymous)
Date:Февраль 6, 2003 05:19 am

я не спешу и не делаю однозначного вывода,

(Link)
а только заметку по одному из первых, названных вами еврейских характеристик, саможалобливости

надеюсь, скоро вы назовете и другие, такие как самохвалство (из известных мне по поведению сегодняшних евреев)

а также ту, которая похожа на стремление к мировому господству и повторяется в религиозных текстах библии словами: бог поставит тебя над всеми народами и они убоятся тебя, сделает тебя головой, а не хвостом и т.п.
From:(Anonymous)
Date:Февраль 6, 2003 03:25 am
(Link)
"Однако дела обстоят ровно наоборот: кочевники начинают завоевательные походы от изобилия, после десятилетий благополучной жизни, когда у них появляется избыток людских и прочих ресурсов. Действительно страдающие от «голода и жажды» бессильны."

Это Вы у Льва Николаевича (в смысле, Гумилева) вычитали?
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Февраль 6, 2003 04:10 am
(Link)
Возможно, что и у Л.Н. Во всяком случае, я с этой мыслью согласен.
[User Picture]
From:yigal_s
Date:Февраль 6, 2003 03:49 am

(Link)
Ууу! Роскошнейшие цитаты. Автор явно напрашивается на порку.

А слабо раздолбать еврейского националиста Жаботинского?


[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Февраль 6, 2003 04:07 am
(Link)
На порку?! У меня цели познавательные, а не репрессивные. "Разоблачать" Фаста не собираюсь.

Не скажу, что знаток текстов Жаботинского. Те его статьи, что я видел, у меня принципиального возражения не вызывали.
[User Picture]
From:yigal_s
Date:Февраль 6, 2003 05:17 am
(Link)
А что познавать-то?

Мышление конкретного Фаста, или мышление еврейских националистов на примере их типичного (отобранного Вами) автора, пишущего на грани жанра фентези?

[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Февраль 6, 2003 06:03 am
(Link)
Речь идет не о "мышлении", а о Национальной идеологии. Которая наиболее ярко проявляет себя именно в исторических трудах, во взгляде на историю Народа.
Да и вообще, любые масштабные исторические реконструкции возможны лишь на основе той или иной идеологии.

И почему это вы считаете, что мой Фаст пишет "на грани жанра фентези"?
From:(Anonymous)
Date:Февраль 6, 2003 06:21 am

очень актуальная задача

(Link)
разобраться с еврейской идеологией

поскольку США по вашей версии предпринимает сейчас крестовый поход против арабского национализма, то в скором времени должен быть и поход против другого национализма (еврейского)

процесс пошел
[User Picture]
From:yigal_s
Date:Февраль 6, 2003 06:28 am
(Link)
> Речь идет не о "мышлении", а о Национальной идеологии.

Да, это точнее.

> Которая наиболее ярко проявляет себя именно в исторических трудах, во взгляде на историю Народа.

Опять же верно. Вопрос - насколько сия книжка является "историческим трудом". Вот взглядом на историю - определённо является.

> И почему это вы считаете, что мой Фаст пишет "на грани жанра фентези"?

Что из Вашего описания, что отсюда http://www.sem40.ru/arts/kniga84.htm я могу заключить, что книжка скорее претендует на художественность, чем историчность. Если даже забыть про "кольчуги" и описания плачущих голодных женщин, то вот эта цитатка "Возлюби ближнего как самого себя. В этом - весь Закон, остальное его толкование", приписывая автором Гилелю демонстрирует даже не некомемпетентность, а полнейшую незаинтересованность хоть в какой-то сверке текста книги и фактов. Впрочем, "я пастернака не читал".
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Февраль 6, 2003 07:43 am
(Link)
За ссылку на рецензию спасибо.

Художетвенность - это убедительность. Фаст желает сделать еврейскую национальную идеологию убедительной, вызвать сочувствие к ней. Что вас смущает?

... то вот эта цитатка "Возлюби ближнего как самого себя. В этом - весь Закон, остальное его толкование", приписывая автором Гилелю демонстрирует даже не некомемпетентность, а полнейшую незаинтересованность хоть в какой-то сверке текста книги и фактов

Да нет, просто он американец, а там другие стандарты.
И кто же по вашему автор афоризма?
[User Picture]
From:yigal_s
Date:Февраль 6, 2003 08:19 am
(Link)
Да, рецензия та еще. :-)

> Фаст желает сделать еврейскую национальную идеологию убедительной, вызвать сочувствие к ней.

А почему Вы полагаете, что он желает сделать убедительной ЕНИ, а не свои собственные взгляды. Что до сочувствия, то почему к идеологии, а не народу?

> Что вас смущает?

Вот это: "Хм, еврейский националист. Не знаю, чем он знаменит средь евреев, но это то, что нам нужно для антисемитских занятий."

То есть, я полностью согласен, что то, что нужно для антисемитских занятий - это вполне пристрастная книжка еврейского националиста. Только не вообще националиста, а вот такого. И вот такая книжка. К Жаботинскому-то, к примеру, у Вас претензий нет. Или, может быть, к каким другим еврейским историкам?

Какие-то наличествующие тенденции сия книжка безусловно может демонстрировать. Да только вопрос - насколько адекватно. Можно ведь и о русской идеологии попробовать судить по подобным писаниям или огрехам. Или, скажем, взять форум общества "Память" для показательного урока русофобии. Вот только будет ли толк от подобного подхода?

> Да нет, просто он американец, а там другие стандарты.

Ну не знаю, какие стандарты в США, а вот отсутствие малейшей корректуры консультантов и сверки с источниками сие демонстрирует. Научности от сего труда ожидать наивно, но вот такие заскоки - это, я полагаю, черезчур.

> И кто же по вашему автор афоризма?

Господь бог. :-)
Данная цитатка впервые встречается в "надиктованном" Пятикнижии (Левит 19:18).
ДАвайте - (Анонимно) - Развернуть
From:(Anonymous)
Date:Февраль 6, 2003 06:07 pm

еще один парадокс

(Link)
"вождь и законодатель" Моисей был египетским жрецом, язычником

знающие люди говорят, что его учение не соответсвовало тому, что было впоследствии ему приписано иудеями

скорее всего он хотел стать аравийским фараоном, а те подданные, которых он за собой водил просто не разделяли таких понятий, как царь и бог, переведя культ личности в монотеизм
From:chelovekolyb
Date:Февраль 12, 2003 06:54 am

Re: еще один парадокс

(Link)
и об этом писано евреем Фрейдом. Кстати, похоже на правду. По кр. мере Мозес - типично египтское имя, не то, что пинхус или сруль.
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com