Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Страдания советской Творческой ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Сейчас уже плохо понимают, насколько высоко привилегированным было положение советской Творческой Интеллигенции. Хотя вот если Булгакова внимательно почитать, у него подробно описано, кто и сколько, да вспомнить, на фоне какой чудовищной коммунальной нищеты жирует эта самая советская творческая интеллигенция, то многое прояснится. Булгаков знал вопрос досконально. Красочные подробности советской жизни самого Мастера…
«– а он и не писал "ничего такого", кроме Бега и СС. Даже когда после обыска в 1926-м (единственного) вскрылось его белогвардейское прошлое (дневники прочитали) - ничего не было. Правда, дневники перестал вести.

– Вообще, удивителен миф "противостояния". Товарисч пользуется для устройства в жизни рекомендациями Мандельштама и Крупской, и, оказывается, это - "страдания Мастера, противостоящего Кровавому Режиму". А издание сочинений в Париже в конце 20-х гг.? Странно это всё.

– так это ж известная история. Шесть писем Сталину, по одному в год, - требовательно-истеричных, отвратительных (я писатель мистический, мне места нет, КАТЕГОРИЧЕСКИ прошу изгнать меня за пределы СССР (но вместе с женой) или дать мне должность лаборанта-режиссера (но в МХТ, непременно). Сталин отреагировал дважды - первый раз дал команду взять его в МХТ (после телефонного разговора - не менее апокрифического, чем разговор с Пастернаком), второй раз - восстановил Дни Турбиных, потом, видимо, решил, что Б-в зарвался и отвечать перестал. Ну и "Батум" придушил, почти готовый, остановил лизалово.

С 1932 года он вполне жировал. Невестка Шиловской, Дзидра (дочь репрессированного дипломата), была в полном охуении от уровня жизни Б-ва и Елены Сергеевны, - сам-то Шиловский, начальник Академии Генштаба, жил в сто раз скромнее. Без икры, шампанского, ананасов не было ни дня, самые дорогие портные, косметички, курорты и т. д. А их золотой, праздничный 37-й год - когда полетели "обидчики", и Е. С. торжествующе писала: есть Немезида! Лакшин пишет: она и в 60-е запрещала плохо говорить о Сталине.

МБ помимо зарплаты в двух театрах получал проценты от спектаклей; охотно брался за сценарии, пьесы, либретто, собирал - по тогдашней практике - авансы (большие, хорошие) за еще ненаписанные произведения, - если пьеса не принималась (а у него не принималось многое), аванс не требовали назад. Он был модный, востребованный драматург, со всеми вытекающими.

А парижские гонорары он даже и не забирал - отдавал брату Николке. Самая травля была в том, что его не пустили за границу (не дали творческую командировку). Пильняк из Америки форд привез, и они с Замятиным долго обсуждали, как это он их обошел. В самом деле - невыносимо».

Да, да, и Маяковский оттуда привёз автомобиль. Пролетарский поэт. Интересно, чему нынешнему курсу соответствует личный автомобиль советского гражданина того времени. Наверное, в нашу эру это личный самолёт олигарха, не меньше.

У советской интеллигенции всегда так. Почётный чекист Галич духовно противостоит КГБ. Чекистский поэт Мандельштам, всю свою советскую жизнь подъедающийся в энкавэдешных распределителях и на дружеской ноге с партийной и чекисткой верхушкой, – невинная жертва большевицкого произвола. Ну а Булгаков, конечно, затравленный хамами Мастер, перманентно страдающая под нестерпимым игом жертва сталинского деспотизма.

Хотя Булгаков мне наименее несимпатичен – хотя бы не прислуживал чекистам, «не расстреливал несчастных по темницам».

Экзистенциальные истоки сатиры Булгакова публика плохо понимает. Изощренное глумление над советским быдлом сверху, со стороны советского небожителя. Человека хотя и во многом чуждого формирующегося партийной-советской-художественной номенклатуре, но прочно вросшего в советскую элиту. Пожил бы Булгаков подольше, стал бы «Михалковым-1».

Думаю, именно «Михалковым», а не «Симоновым» или «Пастернаком». Конечно, как литератор Булгаков куда крупнее С.Михалкова, и сравнивать нельзя. Однако их советское социальное положение и роль – один в один: «из бывших», чей литературный талант расцвел в СССР. Истолковать творчество Булгакова, включая опальные «Собачье сердце» и «Мастера и Маргариту», в правильном советском духе дело простое. В «12 стульях» тоже полно острых моментов и ничего, обошлось. Очень жаль, что так не случилось. Канонизация «Мастера и Маргариты» существенно расширила бы горизонты советской литературы, а следом не только литературы.

Генетическая чуждость со временем сказалась. Сталиниста Булгакова – Воланда однозначно толковали как апологетику Сталина – советская шестидесятническая интеллигенция возненавидела бы, а особенно люто презирала «Мастера и Маргариту» - зачем цинично поглумился над Евангелием, как посмел!.. И дальше по накатанным рельсам.

Сейчас в такой поворот трудно поверить, однако природу вещей не обманешь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →