?

Log in

No account? Create an account
Пионер.
Май 17, 2005
01:13 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Квантовое богословие
Отец Григорий превзошел сам себя и объявил, что атеисты правы, ибо там, где они смотрят, Бога нет. И вообще, квантовая механика приближает нас к пониманию Бытия Божьего.
«Реальность опыта отсутствия Бога в гнилой повседневности – это не обязательно реальность безумия. Она становится таковой лишь тогда, когда она абсолютизируется в качестве всей полноты религиозного опыта. Но такая односторонность, которую и абсолютизирует атеизм, сродни односторонности тех ученых начала ХХ века, которые считали свет потоком частиц на основании эффекта Комптона и игнорировали другие опыты, в которых свет проявлял свойства электромагнитных волн. Впоследствии, как известно, оказалось, что свет обладает сразу теми и другими свойствами — и свойствами частицы, и свойствами волны, хотя эти свойства на первый взгляд кажутся друг с другом несовместимыми. Сейчас этот тезис относительно света стал одним из фундаментальных для современной науки».

«Вера в Бога, бытие Которого "зашкаливает" само человеческое представление о бытии и небытии, в чем-то неудобна: она не позволяет веровать вместо реального Бога в доброго Дедушку Мороза, в "Боженьку", о Котором рассказывают детям перед "иконочкой". Но едва ли общество много на этом потеряет: кто хотел верить в Деда Мороза, те будут в него верить и дальше, а у их детей, которым они свою веру передать не смогли (и за это - слава Богу), возникнет другая и более серьезная альтернатива неверию.
Такой Бог, выражаясь словами одной любимой нынешней молодежью песни, "не утешит, не спасет (в житейском смысле) и покоя не принесет". Но разве этого искали от Бога те христианские подвижники, по слову которых мы, выбравшие для себя стать христианами, уверовали?»

Современное богословское образование не мыслимо без изучения физики. Не то что бы в физике был Бог, но в ней Премудрость Божия, и наука эта определенно Богоугодная, Православная. Не о каждой науке это можно сказать.

(25 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:_orleans
Date:Май 17, 2005 09:24 am
(Link)
"" Современное богословское образование не мыслимо без изучения физики. Не о каждой науке это можно сказать.

Не всякая область физики приближает нас к Богу, например, аэродинамика и прочие прикладные штуковины - отнюдь нет.

Но космология - конечно другое дело, это бесспорно. Особенно теория Большого Взрыва.
[User Picture]
From:patrokl
Date:Май 17, 2005 09:45 am
(Link)
Отец Григорий во многом прав. Вот уж не ожидал от священника настолько неплохого владения предметом. Да, именно теория большого взрыва рассматривается сейчас как акт творения Богом Вселенной. Более того, именно в теории большого взрыва применимы филосовские построения блаженного Августина о природе и начале времени и пространства. Но несмотря на достаточно неплохой пример с корпускулярно-волновым дуализмом, вопрос о применимости квантовой теории в теологических посторениях - очень острый, потому как квантовая механика в принципе своем накладывает ограничения на свободу творения Бога. Вообщем, вопрос непростой, но отцу Григорию - респект.
From:_orleans
Date:Май 17, 2005 10:02 am
(Link)
"" квантовая механика в принципе своем накладывает ограничения на свободу творения Бога.

не думаю, и вот почему: для богослова важен и полезен отрицательнай, "анархистский" аспект достижений кв. механики. Скажем, если физик демонстрирует нам неустранимый дуализм волна-частица, это играет как бы на руку богослову, потому что человеческому разуму крайне трудно мыслить некую сущность, обладающую такими разными своействами. Все это очень полезно в борьбе с кондовыми позитивистами и рационалистами. Но если кв. механика выдвигает некий положительный тезис, не вписывающийся в христианское мировоззрение, богослов может с легкостью его ИГНОРИРОВАТЬ, потому что в этой науке есть множество различных школ и теорий, постоянно опровегающих друг друга в части положительных аксиом и гипотез... В частности, любое УРАВНЕНИЕ, любую ФОРМУЛУ можно подозревать в том, что в будущем она будет уточнена или вообще опровергнута.

Так что богослов здесь всегда в выйгрыше.

А о.Григорий разбирается в этой теме хотя бы потому, что он учился на химическом факультете ЛГУ, стало быть, узучал квантовую химию. В последнее время, он писал в своем ЖЖ что читает специальную литературу на этот счет, именно в плане связи с богословием...
[User Picture]
From:patrokl
Date:Май 17, 2005 10:15 am
(Link)
Я немного не это имел ввиду. Дело в том, что сам Большой взрыв в классической (неквантовой) теории, является выходом из состояния сингулярности (область нулевого размера с бесконечной плотностью и температурой). А вот в квантовой механике синулярности нет - начиная с т.н. планковского размера вселенная подчиняется квантовым законам, и там действует принцип неопределенности Гейзенберга. И вот как раз принцип неопределенности и налагает ограничение на свободу творения Бога. Если он пределяет один из параметров (а фактически задает закон развития и динамики вселенной), то второй становится неопределенным. Есть достаточно развернутое филосовское обсуждение принципа неопределенности Гейзенберга в рамках Копенгагенской интерпретации.
Раз уж отец Григорий появился в этой ветке, хотелось спросить - как понятие Бога в православном понимании, соотносится с "современным" Демиургом, как творцом вселенной и ее законов через большой взрыв.
From:_orleans
Date:Май 17, 2005 10:24 am
(Link)
"" начиная с т.н. планковского размера вселенная подчиняется квантовым законам

Ну может быть, 15 млрд.лет назад, в молодости, Вселенная не подчинялась квантовым законам в нашем нынешнем понимании. Может, в уравнении Шредингера есть некой дополнительный член который в наших обычных условиях забивается ПОЧТИ в ноль, а тогда был существеннен...
[User Picture]
From:patrokl
Date:Май 17, 2005 10:49 am
(Link)
Да аргумент весомый (правда переводящий разговор из области научных гипотез в область фантазий).Его пытались решить и таки решили. Все дело в том, что существование квантовых эффектов в ранней вселенной подтверждаются экспериментально - эксперимент "Реликт" в СССР и "Cobe" в США. Квантовые флуктуации в ранней Вселенной, в настоящем выглядят как тепловые неоднородности в реликтовом излучении (вселенная расширилась и области квантовых размеров превратились в объекты макромира). Причем температурные колебания оказались в соответствии с теоретичски предсказанными. Отсюда был сделан вывод об универсальности законов квантовой механики на протяжении всей итстории существования Вселенной
[User Picture]
From:hgr
Date:Май 17, 2005 11:51 am
(Link)
я не верю в Большой взрыв как и ни в одну из теорий, допускающих актуальные нули и бесконечности.
впрочем, любая наука может взаимодействовать с богословием только на своем метауровне, т.е. не на уровне теорий, а на уровне научных программ (как их назвал Лакатос).
[User Picture]
From:hgr
Date:Май 17, 2005 11:48 am
(Link)
...и получил на экзамене по квантовой химии пятерку, ответив первым, т.к. собирался сразу после экзамена по любимому предмету пойти креститься. что и выполнил ))))!!!!!
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 09:44 am

о науках и вере

(Link)
наука эта определенно Богоугодная, Православная.
---
никакая наука не имеет к вере отношения. она не может ни способтвовать вере ни ей мешать. хватит словоблудничать.
[User Picture]
From:hgr
Date:Май 17, 2005 09:55 am
(Link)
да, физика богоугодная. это медицинский и физический факт.
From:_orleans
Date:Май 17, 2005 10:08 am
(Link)
О.Григорий, а вам удалось проработать тот самый список книг по квантовой теории (из топика с прикольным названием "Поздравляю всех армям")? Я так понимаю, что в последнее время вы больше были заняты книгой про агиографию....

Было бы здорово, если бы вы указали какие книги оказались наиболее релевантными для христианского богослова. Мы бы ихне мудрствуя лукаво на Амазоне и купили бы....
[User Picture]
From:hgr
Date:Май 17, 2005 11:44 am
(Link)
удалось отчасти, на треть или четверть.
но самых важных -- две:
Henry J. Folse, The Philosophy of Niels Bohr. The Framework of Complementarity (Amsterdam-Oxford--N.Y.--Tokyo: North-Holland, 1985) (North-Holland Personal Library),

Niels Bohr and Contemporary Philosophy / Ed. by J. Faye and H. J. Folse (Dordrecht—Boston—London, 1994) (Boston Studies in the Philosophy of Science, 153)
[User Picture]
From:hgr
Date:Май 17, 2005 11:46 am
(Link)
еще очень увлекателен О.Клейн. но в статьях и опубликованных мемуарах у него маловато сказано (с этой лит-рой я уже ознакомился, хотя и не в деталях). есть всякие неопубл. архивы, которые отчасти использованы в Folse, The Philosophy of Niels Bohr.
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 10:32 am

науки, вера и богословие

(Link)
да, физика богоугодная. это медицинский и физический факт.
----
если Вам угодно нести ересь, прикрываясь монашенским?? званием, то я Вам воприпятствовать в этом не могу. Однако, всё ж посоветовал бы остановиться.
[User Picture]
From:patrokl
Date:Май 17, 2005 10:50 am

Re: науки, вера и богословие

(Link)
В чем ересь-то?
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 11:01 am

Re: науки, вера и богословие

(Link)
В чем ересь-то?
---
вера никак не опирается на данные науки и не исходит из них. сегодня наука говорит одно, завтра другое. вера же неизменна и постоянна. утверждать противное есть ересь. и священослжителям это должно быть хорошо известно.
[User Picture]
From:patrokl
Date:Май 17, 2005 11:12 am

Re: науки, вера и богословие

(Link)
Ну что Вы! Вера обязана опираться на данные науки - это все таки пограничные области. Там где заканчивается наука - там начинается вера. Кстати, по моему, Планк сказал, что малое знание уводит от бога, но большое знание обязательно приводит к нему. Только через понимание современной космологии, масштабов и временных рамок Вселенной можно понять все величие Творца.
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 11:31 am

Re: науки, вера и богословие

(Link)
Только через понимание современной космологии, масштабов и временных рамок Вселенной можно понять все величие Творца.
----
Вы путаете совсем разные вещи. понимать всё величие Творца может и человек неучёный, безо всякой космологии. если же Вам лично космология помагает, Бог в помощь. но вообще-то достаточно св. Писания и св.Предания.

[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Май 17, 2005 12:08 pm
(Link)
Рекомендую обратить внимание на электродинамику, науку вполне Богоугодную. Способы существования электромагнитного поля наводят на вполне теологические мысли.
[User Picture]
From:oboguev
Date:Май 17, 2005 08:48 pm

(Link)
в отличие от лженауки "химии"
[User Picture]
From:f_zadumcivy
Date:Май 17, 2005 12:24 pm

Тут не физика

(Link)
Сначала проникновенное доверительное обозначение проблемы, а затем - решение. Вот она, спасительная мысль, которая остановит процесс дехристианизации :

Если бы эти родители могли объяснить детям, что наличие такого реального опыта, в котором кажется, что Бога нет, не отменяет не только бытия Божия, но и реальности самого этого опыта, – то они могли бы передать им понятие о Церкви как о чем-то большем, нежели о коллективной форме бегства от реальности в собственный невроз.

Здорово, мда. Но детишки или промолчат с тухлым взором (типа, мели Емеля) или вникнут и с отпарируют в том плане, что ведь может быть верно и обратное : весь ваш, родительский, позитивный религиозный опыт не отменяет того очевидного факта, что "Бога нет" (или есть, но от Него лучше держаться подальше), а вполне в него укладывается?

Дело-то не в том, кто какую вумную мысль скажет. А в том, что лет с 14 (+/-) родители не воспитывают своих детей ВООБЩЕ (даже если изо всех сил пытаются). С этого момента их воспитывают общество и окружение. Ласково поддерживать спсников и либералов, "православно" осуждать национал-патриотов - а затем "умные мысли" генерировать, которыми якобы можно спасти детей от разведенной в стране либералами духовной вони и гниения - что ж, спросом такой товар должен пользоваться. Но только как товар.

[User Picture]
From:ukhod
Date:Май 17, 2005 01:03 pm
(Link)
Фон Мизес - представитель явно неправославной науки.
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 01:08 pm

Тьфу!

(Link)
Что это Вы Пионер, развели у себя научно-популярную пошлость?!
From:(Anonymous)
Date:Май 17, 2005 04:03 pm

Фу, какая пошлость!

(Link)
Вы напрасно приписываете отцу Григорию физические аналогии в религии. Пример с квантовым дуализмом -- это пример гибкости и раскрепощенности мышления, которые нужна атеисту, и не более того.

А на вашу пошлость набежали совсем уж дремучие люди, для которых Божественная Истина открылась в идиотской теории Большого взрыва (см. статью "Человек разумный как человек доверчивый, или наука как магия", http://www.lebed.com/2002/art3091.htm).

И вообще, вы специалист по интеллигенции и либералам, или кто? Что вам за дело до Бога? Вы сами какого вероисповедания будете?

Коммик
[User Picture]
From:humpty_dumpty
Date:Май 18, 2005 06:05 am

Вспомнилась

(Link)
притча как в стародавние времена одному из великих лам рассказали о Христе. Поражённый лама воскликнул - "О как этот человек был близок к буддизму!" :)
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com