?

Log in

No account? Create an account
Высшая арифметика - Пионер. — ЖЖ
Август 31, 2004
08:55 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Высшая арифметика
«арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема для современного французского среднего образования».


* * *


Как всё перевернулось по сравнению хотя бы с 19 веком. Прежде считалось, что массам следует жестко прививать социальную дисциплину, непреклонно навязывать хотя бы минимальные стандарты образования. Элиту же, правящий класс напротив следует воспитывать по-возможности гуманными методами. Правда, гуманизм там был относителен, и дисциплина в элитных заведениях поддерживалась на должном уровне, часто довольно суровая (хотя старались обходиться без зверства).
Во второй половин 20 в., начиная с 60-х годов, концепция народного образования на Западе кардинально поменялась. Дисциплина и вбивание в головы образовательного стандарта, рассматриваются как угнетающий личность факторы сводятся к исчезающему минимуму, - человек из массы должен быть (само)доволен, не чувствовать социального дискомфорта. Народное образование либерализируется и индивидуализируется до такой степени, что в перспективе новое общество во многих аспектах будет напоминать, как ни удивительно, средневековье.
Дисциплина, формальное оценивание образовательных успехов учеников в школе прививает вкус к социальной иерархии, состязательности, честолюбию – этого теперь ничего не надо. Массового человека не следует приучать к социальной соревновательности, поощрять его в стремлении вверх, он должен быть убежден, что хорош сам по себе таков каков есть и нечего напрягаться, социальные стрессы лишь унижают его уникальную личность. Отсюда, кстати, проистекает гипертрофированная забота об инвалидах – добиться такого положения, чтобы и их общество воспринимало как социальную норму.
Бесспорно, ослаблению мотивов пробиваться к вершинам социальной иерархии способствовал и технический прогресс, позволивший во второй половине 20 века каждого обывателя обеспечить пропитанием и сносным комфортом существования при простейших требованиях к квалификации значительной части населения.
Дисциплина, иерархия, состязательность, чёткое оценивание неуспехов и достижений ученика сохранились лишь в элитных учебных заведениях (для элиты). Так в Англии телесные наказания в государственных школах отменили в 70-е годах 20 века, но в частных наиболее привилегированных школах они сохранились (традиция).
Использование элитами массовых движений 19-20 вв. означало, что массам давали начальные политические представления (пусть искаженные) и элементарные навыки политической борьбы. Теперь этого ничего нет (т.е. исчезает почва реального участия масс в политике). Со второй половины 20 в. человек массы живет вне осознанной социальной иерархии, «народ» принципиально утрачивает потенции к самоорганизации (как ментальные так и социальные). В значительной мере человеком теряется понимание своей социальной принадлежности. То социально сознание, которое привито массам, по большей части фиктивно.
Сравните средневековое рыцарство, дворянство («люди чести», сословная этика) и крестьянскую массу. Во главе любого движения тогда стояли люди из верхних классов, иначе оно было бы просто не состоятельно. Причем средневековые крестьяне жили в общине, у них были свои авторитеты, и крестьяне были способны хоть к какой самоорганизации. Нынешний обыватель бессмысленен и беспомощен.
Таким образом, на Западе произошла (происходит) фактическая социальная сегрегация элитного слоя от «народа» сравнимая лишь с кастовостью средних веков. И это сегрегация не только и не столько по критерию социального положения, но более ментальности и социальных навыков. Теперешний западный массовый человек не просто хуже элиты (хуже образован, хуже информирован, просто в среднем глупее), но принципиально другой – иные социальные навыки, иная этика, иной менталитет. Современные западные массы даже потенциально не в состоянии угрожать элите, ни ментально, ни социально не в состоянии угрожать власти – способности и навыки индивидуальной и коллективной социально-политической борьбы остаются лишь у элиты.
Отныне революции масс на Западе невозможны, возможны лишь революции элит. Конечно, по существу дела, так было и прежде. Однако роль масс в революциях и значимых социально-политических движениях принципиально меняется, оно не будет решающим как в 18-20 вв. (кто овладел массой, тот победил).
И столь впечатляющих социальных результатов можно добиться путем бескрайней либерализации школьного образования.

(27 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:quick_lj
Date:Август 31, 2004 10:11 am
(Link)
Очень хорошо написано. Вопрос, что это может означать для нас в практическом плане?
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Август 31, 2004 10:18 am
(Link)
Это означает, что наши Правые (не те, которые "правые" из СПС) не понимают мировых тенденций и путей либерализма и глобализации. Быть может, что Средневековье возвращается.
From:quick_lj
Date:Август 31, 2004 10:22 am
(Link)
Я не про либерастов, я про русских. Что делать в условиях разрушения государственной системы образования
[User Picture]
From:aviamatka
Date:Август 31, 2004 11:05 am

Что делать.

(Link)
в условиях разрушения госсистемы - больше внимания уделять образованию своих собственных детей. В первую очередь - выбрать для них приличную школу ( они не сразу исчезнут ) и "контролировать процесс", не терять с этой школой связи.
Кардинальных изменений еще не произошло, учебные программы у нас пока, в отличие от США утверждает министерство, а не родительский комитет.
А ,вообще,увы, русским действительно следует готовится к роли "белого меньшинства" в обществе латиноамериканского типа.
From:(Anonymous)
Date:Август 31, 2004 10:29 am
(Link)
Написано действительно хорошо.Но автор напрасно выдвигает ситему БАКа как причину кризиса среднего образования. Эта система существует лет полтораста.
Французская средняя школа переполнена сегодня детьми эмигрантов из африки/азии.
Им подчас не хватает 10 лет чтобы выучиться писать. Естественно, что средний уровень упал чрезвычайно. Да и уровень преступности в школе просто устрашающий.
Плюс типично советская процентомания. Число бакалавров растёт с каждым годом.
Всё это конечно не касается частных школ. Но их выпускники как раз и поступают не в университеты, чьи дипломы утратили престиж и уже не гарантируют хорошей работы, а в эколь сюперьёр.
[User Picture]
From:a_p
Date:Сентябрь 1, 2004 01:44 am
(Link)
во Франции имеется специфика: в десятке лучших местных лицеев частных - нет, только государственные, из которых и поступают в гранд эколи. (Конкретно в Париже Анри-катр, Луи-ле-Гран, Cен-Луи - все государственные. Из частных разве что Эколь Альзасьен ещё туда-сюда. Пожалуй, только в Версале частный Жинет составляет конкуренцию государственному Хошу). А вот многие частные школы называются буат-а-бак, что означает место, где разгильдяя заставят позубрить, и хорошие ученики туда не идут.
Уровень преступности (то есть хулиганства) в школе зависит от района; в сколько-нибудь приличном месте (то есть везде, кроме бедных пригородов больших городов) драка в школе - ЧП. Что совершенно не устрашает.

[User Picture]
From:ritovita
Date:Сентябрь 1, 2004 05:14 am
(Link)
Вы не правы. Понимают. Более того, такой путь развития был предугадан ещё Ницше. И собственно особых возражений бы не было, если бы не одно "но". Средневековье - создавало, создавало красоту (которая, кстати, была любима и ценима той же массой), нынешняя "элита" ничего не создаёт, только разрушает.
А текст очень хорош. В правильном направлении идёте :).
From:ex_er2000541
Date:Август 31, 2004 10:19 am
(Link)
Да
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Август 31, 2004 10:21 am
(Link)
Ага!
From:ex_sgt783
Date:Август 31, 2004 10:33 am
(Link)
теория красивая, текст сильный, но с действительностью соотносится слабо
статья по ссылке и вовсе дурацкая
сложно делать выводы о том, что знаешь понаслышке
и сложно сравнивать несравнимое. например, "советское" и "западное" образование. да что там - практически невозможно.
уравниловка имеет место, но прогрессирует все-таки в положительную сторону.
обязательное образование никто нигде не отменял, насколько мне известно.
From:szhapokljak
Date:Август 31, 2004 10:55 am
(Link)
совершенно согласна с наступлением средневековья- имела возможность сравинить советское среднее образование с немецким гимназическим и американской "хай-скул"...уровень математики-химии-физики просто атас...да, учат зубрить.Да, специально отучивают думать. Да, очень сложно рассказать тинэйджеру о том ,что мозгами надо вращать- иначе обратят в раба...На самом деле эра рабства и сердневековия грядет...и как бы России- не поддаться этому искушению?
From:ex_sgt783
Date:Сентябрь 1, 2004 07:23 am
(Link)
это очень распространенный и совершенно ложный миф - что на западе "учат хуже". раз у вас была возможность сравнить - вы больше никаких отличий от русской образовательной системы не заметили, кроме низкого уровня математики?
вот, как мне кажется, основные причины этого мифа:
1. сравнивают собственный опыт (как правило, "хорошие" московские школы) с информацией понаслышке - дети учатся или в газете вот прочли (причем речь обычно идет о заурядных районных школах). про среднюю школу Бобруйска мы, как правило, не знаем ничего, а вот про какой-нибудь Болдер, штат Колорадо, вполне могли слышать. интеграция общества на западе в тыщу раз выше, поэтому там гораздо легче увидеть общую картину. в россии же мы как правило хорошо ориентируемся только в пределах своей касты.
2. принципиально разные подходы к образованию. российские школы как правило ориентированы на преподавание знаний. на западе же огромную роль в образовании ребенка играет воспитание. основной упор на знания появляется лишь в хай-скул (до которой теоретически доходят не все). вот какой вопрос возникает - что б вы предпочли: чтоб вокруг вас все поголовно проценты умели считать (а это ситуация совершенно утопическая, уверяю вас, даже в москве. к гадалке не ходи), или чтобы улыбались чаще? уважали себя? ближних чтоб уважали? страну любили свою? итп

а на западе это все в их ужасных школах закладывается, представьте себе

ну и по мелочи - "университетская" система выбора предметов в хай-скул и прочие радости, вам, должно быть, известные.

сам я учился и в советской школе и в хай-скул, правда, в "элитных". кое-чего видал.
[User Picture]
From:alexandrov_g
Date:Август 31, 2004 11:16 am
(Link)
теория красивая, текст сильный, но с действительностью соотносится слабо

Хе-хе. Вот вам действительность - пришлось пару лет назад столкнуться с выпускниками школы, которые не знают что такое "процент". Это в обществе, в котором всё построено на "проценте", вся последующая жизнь этих выпускников будет крутиться вокруг "ПРОЦЕНТА". А эти несчастные не только не могут высчитать процент, но и имеют самое смутное представление, что это вообще такое. ПОСЛЕ ДВЕНАДЦАТИ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Г.А.
[User Picture]
From:tessey
Date:Август 31, 2004 10:55 am
(Link)
новый министр к ЕГЭ вроде прохладно относится, зато обещал сократить фундаментальное образование, тварь
From:konbor
Date:Август 31, 2004 11:31 am

неправильный залог

(Link)
<Как всё перевернулось по сравнению хотя бы с 19 веком.>
Не перевернулось, а перевернули.
Все описано в книге любимца либерально-демократической общественности Бертрана Рассела: The Impact of Science on Society. Написана в 1951 году.
Вопросом занимались всерьез, и денег не жалели.
From:szhapokljak
Date:Август 31, 2004 12:04 pm

Re: неправильный залог

(Link)
и, надо сказать, что новоизданной книги Бертрана Рассела: The Impact of Science on Society.
в амазоне я не вижу- продается только б.у.
From:ex_ex_annut
Date:Август 31, 2004 12:01 pm
(Link)
http://www.lebed.com/2004/art3813.htm
тебе будет интересно
естьф акты
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Сентябрь 1, 2004 06:28 am
(Link)
Мы эту статью уже обсуждали.
From:ads2003
Date:Август 31, 2004 01:10 pm
(Link)
Во многом этим, ксти, объясняется, по всей видимости, тот факт, что США при видимой своей "тупости" западники (особенно Штаты) успешно поимели совок и имеют нас сейчас. Средний американец и вообще западный человек действительно туп до крайности. Но при этом качество элиты выше, поскольку существует система элитного воспитания. У нас же - при относительно высоком уровне массового воспитания - система отбора элиты ущербная.
From:rms1
Date:Август 31, 2004 07:13 pm
(Link)
Вы не совсем понимаете. Обшественная школа на западе учит одному и только одному - "БУДЬ ДОВОЛЕН ТЕМ ЧТО ТЫ ЕСТЬ". Частная школа (при малом отличие обьема формальных знаний, заметим) несёт прямо противоположный мессдж - "БУДЬ НЕДОВОЛЕН ТЕМ ЧТО ТЫ ЕСТЬ" путём копирования удушающих прииемов советской школы, кстати. Что в целом создаёт устойчивую обшественную структуру на выходе, где "каждый сверчок знает свой шесток", и, главное, СЧАСТЛИВ этим. Российская же система образования порождает недовольных совей жизнью неврастеников, не к месту копируя приёмы элитной частной школы Запада.
From:ads2003
Date:Сентябрь 1, 2004 02:31 am
(Link)
Я бы даже сказал, что я совсем не понимаю.
[User Picture]
From:balalajkin
Date:Август 31, 2004 10:40 pm
(Link)
Здраво.
Упущено пожалуй вот что: способность индивидуума мобилизоваться не только из-под палки, и то, что сама такая способность представляет собой очень элитарное качество.
То есть элита частью самозарождается "из народа" и кстати политические деятели, которые не прошли через элитарные школы у нас тут имеют особые бонусы и не леняться при случае этим фактиком похвастаться.
[User Picture]
From:russ_dilettante
Date:Август 31, 2004 10:54 pm
(Link)
Теперешний российский (для конкретности -- русский или, скажем, бурятский) массовый человек тоже ведь "не просто хуже" лучшей части российской элиты -- у него нет навыков социальной самоорганизации. У американского массового человеке они сохранились, пусть на рефлекторном уровне. Значит ли это, что в России невозможны действенные массовые движения?

(С другой стороны, есть опыт местных профсоюзов в 1990-е годы. Раз профсоюзных лидеров убивали, значит, они мешали, значит, за ними стояла сила массы. Но это лишь в заводских городах.)
[User Picture]
From:yavolod
Date:Сентябрь 1, 2004 12:36 am
(Link)
В Германии на 82 млн. жителей - 4 млн. безграмотных (не умеют читать и писать), источник: Второй Немецкий Телеканал ZDF. Есть ли статистика по России?
[User Picture]
From:son_of_bob
Date:Сентябрь 1, 2004 06:15 am

888

(Link)
Позавчера в Аду на лекцыи о Жыдошумерском календаре услышал из зала вопросЪ:
- А что такое градусы? (Имелись в виду угловые меры)
Местный ЖыдЪ, лет 35.

В РиЖ! За РиЖ!
From:(Anonymous)
Date:Сентябрь 1, 2004 07:56 am

Оффтопик

(Link)
http://www.livejournal.com/users/another_kashin/776925.html
[User Picture]
From:azatiy
Date:Сентябрь 9, 2004 06:12 am

Хорошо!

(Link)
"Народ необходимо довести до такого состояния, чтобы он страдал от того, что не занимается земледелием ... И тогда целинные земли непременно будут распаханы"(с) Книга Правителя Области Шан.
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com