Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Два евразийства

«… Разоблачение расистских и шовинистических тенденций в выборной кампании. «Россия для русских» – главный лозунг грядущих выборов. Безответственный националистический популизм партий вместо взвешенного предотвращения опасностей в переломный для России момент. Блок Глазьева – Бабурин, «РОС», «Спас», право-националистическая риторика – дешёвый ура шовинизм вместо серьёзной идеологии. Денонсация блока Глазьева как шовинистического проекта. (..)В связи с этим партия «Евразия» – являясь политическим инструментом, выражающим интересы не только русских, но и малых народов России, традиционных конфессий, общин – считает невозможным для себя участие в блоке Глазьева, получившем неадекватный формат, дискредитирующий молодого талантливого политика и его здравые экономические идеи».
24 сентября 2003 года пресс-конференция председателя партии «Евразия» Александра Дугина


* * *


В русской истории следует четко различать два «евразийства»: постсоветское евразийство им. Александра Гельевича Дугина (90 гг. XX века) и собственно Русское евразийство (20-30-е гг. XX века).

Евразийство, как идеологическое течение, явилось реакцией на русскую катастрофу 1917 года. Русский образованный класс, запутавшись в европейских социальных доктринах, погубил и себя и Отчизну. Большинство, им еще повезло, оказались выброшены в эмиграцию на западные помойки.
Русское образованное сословие уже два века было практически 100% европеизировано. Европа для русских была и недосягаемым образцом, и учителем, и источников вдохновения, и священным Храмом Культуры, которому истово поклонялись. Русские ощущали себя европейцами и имели к тому основания, считали себя своими для Запада. А вот насчет последнего, как показал 1917 год, они жестоко заблуждались.
Внезапно открылось, что Россия не нужна Европе как европейское государство. Бывшие союзники по мировой войне с легкой душой отдали Россию на растерзание большевикам (немецким ставленникам, что для того времени было немаловажным обстоятельством). В русском образованном сословии возникло понимание этнической чуждости русских Западу. Идеологическим выражением такого рода настроений среди русских европейцев и стало «евразийство».

Западники, естественно, евразийство сильно невзлюбили и поныне старательно ругают. Критикуют не идеологию евразийства, не философию, но политику представителей евразийского движения и организаций. Фактически, таким образом пытаются дискредитировать евразийство в принципе, дескать, это вообще «провокация ОГПУ».

Участие евразийцев в политике – малозначительный исторический эпизод, не представляет существенного интереса. Евразийцы много сделали для понимания феномена этничности. Сам термин «евразийство» есть попытка указать на русскую Цивилизации иноприродную Европе (в смысле Западу). Как бы там ни было, евразийцы внесли значительный вклад в Русское национальное самосознание, в Русскую национальную идеологию, Русский Национализм (Н.Трубецкой).

Последним Русским евразийцем был Л.Н.Гумилев. Буквально последним, поскольку физически ушло из жизни поколение русских европейцев. Потомки эмигрантов, последующие поколения уже не были русскими. А советская интеллигенция – не была европейской. Так что никаких причин продолжения евразийства не существует.

И, тем не менее, в 90-х годах философ и геополитик А.Дугин возродил «евразийство». Из прежнего евразийства были формально заимствованы некоторые идеи. Однако суть дела заключается не в том, что советское евразийство Дугина и Русское евразийство не просто разные течения, они идеологически строго противоположны.

Надо напомнить, что главным принципиальным врагом советской власти всегда был «великодержавный шовинизм». То есть русское национальное самосознание. Большевиками, советской властью изначально было признано, что русские повинны в угнетении народов Российской империи и обязаны искупить свою историческую вину перед ними. Россия была раздроблена на национальные советские государства (республики). Из русских исключили малороссов (назвав их «украинцами») и белорусов, в советскую эпоху «русскими» стало принято именовать лишь великороссов. И они, великороссы, в отличие от прочих многочисленных народов, не получили свою национальную советскую республику – РСФСР была подобием СССР. Также в виде исключения в составе КПСС не была создана компартия РСФСР.

Нельзя сказать, что советские коммунисты благоволили нерусским национализмам и сильно их любили. Но национализм нерусских народностей считался делом извинительным, приемлемым политическим фактором, с которым следует считаться, идти ему на уступки за счет русских (то же впоследствии касалось и стран Варшавского договора). Поэтому революции в соцлагере рубежа 80-90-х годов имели демократическую форму, но националистическое содержание. А «демократическая» революция в РСФСР была антинациональной (антирусской) по сути.

Перерыв в борьбе с «великодержавным шовинизмом» случился лишь в 1941-45 гг. и плюс краткий период «борьбы с космополитизмом» незадолго до смерти Сталина. В целом же и после Победы русским традиционно для советской власти внушался комплекс вины и неполноценности перед другими народами. Порядочному советскому человеку русским ощущать себя было морально неудобно, стыдно («старший брат», который всем должен, обязан терпеть хамские выходки «младших»). Напротив, числиться «нацменом» со всех точек зрения было выгодно и удобно. Для нацменов были уготованы масса послаблений и преференций. Советская власть также любила назначать начальниками над русскими нацменов (и не только администраторами, но и «руководителями» русской культуры). Такое вот советское отношение к русским в совокупности и являлось «советским интернационализмом» - все прочие советские народы в той или иной мере получали о советской власти преференции за счет русских, и в разной степени в душе презирали русских как угнетателей.
Как ни странно, большинство русских с таким образом жизни свыклось. Для многих существовать в состоянии национальной идиотии было даже психологически комфортно.

Когда в конце 80-х обрушилась идеология коммунизма, был дискредитирован марксизм, то исчезли идеологические основания советского интернационализма. По существу, постсоветское евразийство и есть попытка подвести новый идеологический фундамент под традиционную советскую национальную политику, воспрепятствовать зарождению Русского национализма.
В свое время я всерьез пытался анализировать учение Дугина. Дело это безнадежной. Причудливая смесь околонаучной фэнтези и эзотерической мистики – дугинская «геополитика».
При всем при том, сам Дугин безусловно талантливый русский литератор (назвать его «философом» у меня не поворачивается язык). К сожалению, занят ерундой. Вредной ерундой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments