Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Category:

ЛИБЕРТАРИАНСТВО

На Западе радикальные либералы, которые превыше всего ставят Свободный Рынок, именуются «классические либералы» (в Европе) и «либертарианцы» (в США). Экстремисты этого течения, избравшие себе в классики Мизеса, на Западе являются маргинальной сектой, а у нас, как всегда, имеем Передовое Учение (среди отечественных либералов, разумеется). Наши либертарианцы, как водится, пошли дальше старика Мизеса. Тот государство совершенно не отрицал и считал, что существуют отдельные сферы, которые рынок эффективно регулировать не в состоянии, и их следует передать заботам государства. Тут по смыслу история та же, что случилась у большевиков с Марксом – отечественные мыслители превзошли оппортунизм классиков. Современные российские либертарианцы во многом напоминают большевицкий кружок вековой давности.

Недавно гранды отечественного сетевого либертарианства выступили с разъяснением своего кредо.
Б.Львин: Все, что вы хотели знать о либертарианстве, но стеснялись спросить

Тошик: «Самое общее определение либертарианства - система взглядов, основанная на том, что только сам человек может знать, что ему нужно. Отсюда уже вытекает и требование свободы (свобода преследовать собственные цели = праву на стремление к счастью), и нежелательность насилия».

Тошикова формулировка довольно удачно передает метафизическую суть дела. Существует, впрочем, и обратная точка зрения. Марксизм полагает, что человек есть продукт социальных отношений. Это изрядное доктринальное преувеличение, конечно, но отмести его совершенно нельзя. Большинство «потребностей» и «интересов» индивида социально индуцированы. Если попытаться выделить сугубо автономные потребности человека, то, пожалуй, останутся одни физиологические, свободное оправление которых ограничивается культурой социума (и слава богу).

Ничего этого либертарианцы знать не желают. Они полагают, что освобожденные от «государственного насилия» индивиды немедленно вступят во взаимовыгодные свободно-рыночные отношения. Мысль, что кроме экономических отношений, у свободных от государства людей могут найтись и другие интересные занятия, для либертарианцев кощунственна. Они не желают видеть, что их возлюбленный Свободный Рынок есть такой же институт государства, как и многие иные учреждения.

Некоторые философские аспекты построения либерального государства мне довелось в гестбуке «Русского Удода» обсуждать с одной Просвещенной Уточкой. Открылось, что Левиафан Гоббса вполне либерален…
дата дискуссии: 22.01.2002 - 14.10.2002

Метафизически, понятно, предмет мутный. Однако имеет понятные общегражданские приложения.
Либертарианские идеологи заняты измышлением путей избавления Человека от государства. Если уж и не от всего государства сразу, то хотя бы отдельных его институтов. И так шаг за шагом…. Уместно заметить, что либертарианский взгляд на государство чрезвычайно близок марксистскому, вплоть до тезиса об «отмирания» государства. Только марксисты мыслят себе отмирание классового государства – по их мнению, государство институт преимущественно классового насилия - в результате пришествия коммунизма. А либертарианцы – как следствие торжества тотального Свободного Рынка (по их мнению, собственно, государство и препятствует этому торжеству).
Зачем нужно государство? – спрашивают либертарианцы. – Для удовлетворения похоти корыстных чиновников, - отвечают они.
Граждане вполне способны сами сорганизоваться на взаимовыгодной экономической основе. В качестве примера отмены государственного репрессивного аппарата известный отечественный либертарианский идеолог Б.Львин bbb предлагает заменить полицию частными охранными структурами:
«… люди могут оплачивать услуги полиции и пожарных на уровне своих нейборхудов, домов, кварталов и т.д., как это часто и происходит сейчас, в рамках хоумонерс ассошиэйшнс и кондомиумов. Все это может расширяться до уровня городов (полностью приватизированных). Такие местные полиции уже сами могут вступать в сотрудничество друг с другом и организовывать надстроечные структуры для облегчения своей работы (скажем, учебные центры, базы данных, общие транспортные парки и т.д.). Заметьте, что полиция в США и так крайне децентрализована - и ничего, жизнь идет».

Заметим, что ссылка на «децентрализацию» государства в Северной Америке есть излюбленный аргумент либертарианцев. США, действительно, сравнительно децентрализованное государство. Однако на протяжении их истории наблюдается отчетливая тенденция сокращения «федерализма». Недавно создали могучее Министерство Безопасности Родины, которому бы позавидовали Сталин с Гитлером.

Либератрианец Львин не замечает, что существующие на взносы граждан «частные полиции» могут существовать к благу этих граждан, лишь пока существует единое централизованное государство. Как только его упразднить, вооруженные отряды захватят власть над гражданами и перейдут к междоусобной войне. Процессы эти хорошо известны из истории.

Фундаментальная ошибка либертарианцев в том, что они верят будто «общественный интерес» суть простая сумма (суперпозиция) частных экономических интересов. По существу, они отрицают правомерность самого понятия «общего блага», поскольку справедливо полагают, что признание права на существования общего блага подрывает либертарианскую идеологию.
А ведь можно привести простые жизненные примеры, доказывающие, что либертарианские социальные механизмы в принципе не могут решить некоторые жизненноважные проблемы.

В прошлом году в Европе случалась эпидемия ящура. Заболевание крайне заразное. Необходимо истреблять массы животных и не обязательно больных – лишь имеющих потенциальную возможность стать носителями заразы. Даже у пассажиров в аэропортах отнимали бутерброды с колбасой.
Существует ли гипотетический либертарианский механизм борьбы с эпидемией? Нет, в случае угрозы эпидемии государство должно действовать прямым насилием, нарушая гражданские права и права собственников. То есть возможно, собственникам уничтоженных стад и выплатят компенсации, но в борьбе с эпидемией это вопрос второстепенный. А для либертарианцев – первостепенный.
Либертарианство ведет к Прогрессу через Катастрофы. Выжившие будут умнее…. Хе-хе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments