?

Log in

No account? Create an account
Пионер.
Октябрь 21, 2019
01:22 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
парниковый климат - 1

«Стою на асфальте я в лыжи обутый.
Толь лыжи не едут, толь я – долбанутый»
©

+ + +

Как вы, наверное, помните, в предыдущих статьях мы докатились до отрицания всеочевиднейшего Парникового Эффекта. В видах диффамации священной борьбы за светлое экологическое будущее детей мы цинично использовали формальную логику, мутную термодинамику и прочую клеветническую софистику. Предлагали изучить спектры излучения и поглощения, в общем, всячески морочили добрым людям голову. И чего в итоге добились?

Ну, так и быть, признаем, что «парниковый эффект» ввели во всемирный оборот пропаганды ради. Но ведь поглощение т.н. парниковыми газами теплового (инфракрасного) излучения Земли существует! А раз так, то всё равно необходимо решительно и бескомпромиссно бороться с грозящим человечеству катастрофическим потеплением. Как нас всех страстно призывает св. Грета! Любому непредвзятому человеку сразу ясно, что использовать душевнобольную девочку для агитации против парниковой опасности и потепления могут только Люди Доброй воли из самых благородных побуждений.

св. Грета выступает в ООН

Пусть св. Грета немного ошиблась, главный вклад в разогрев земной атмосферы вносит не углекислый газ, а водяной пар. Да, да, как и всех обывателей, её цинично обманывали, и продолжают дурачить насчет угрозы климату со стороны углистого газа. Но это святая ложь с лучшими намерениями! Из высших интересов!..

Если объявить кошмарную правду, что в потеплении виновен водяной пар, то реакционные силы воспользуются косной привычкой обывателей пользоваться дешёвой водой, а также невозбранно выпускать пар изо рта и чайников. Мракобесы натравят тёмные массы против экологического прогресса. А ведь ради светлого экологического будущего потребуется запретить все нынешние чайники, кофеварки, бани, джакузи и прочие противные экологии парогенные удовольствия. Чайники, кофеварки и душевые кабины будет разрешено производить лишь с пароуловителями. Ну и так далее. Жаль паровозы и пароходы уже нельзя воспретить, их перестали выпускать в прошлом веке. Поспешили, однако.

«Грета принадлежит к тому малому числу людей, что могут видеть углекислый газ невооружённым глазом. Она видела, как парниковые газы потоками вытекают из наших печных труб, парят, поднимаясь вверх с ветрами, и преображают атмосферу в гигантскую невидимую свалку». (цитата из книги «Сцены из сердца», написанной родителями св. Ясновидящей Греты)

В отличие от альтернативно одарённой Греты мы не способны воочию узреть зловредный углекислый газ. Придётся нам воспользоваться иными методами, чтобы определить, каким образом «парниковые газы» влияют на изменения климата. Вместо ясновидения и экологического чутья прибегнем к помощи занудной физики климатических процессов.

+ + +

Как известно, содержащиеся в земной атмосфере водяной пар, озон и углекислый газ частично поглощают тепловое (инфракрасное) излучение поверхности Земли. Утверждается, что этот громадной важности фактор приводит к увеличению температуры у поверхности нашей планеты на + 33°C. По другим данным на + 39°C. То есть довольно много. Небезынтересно посмотреть, каким образом поглощение атмосферой теплового излучения поверхности Земли повлияло на температуру воздуха в зависимости от высоты.

Обратимся к авторитетным данным Гидрометцентра России.

Тропосфера

Её верхняя граница находится на высоте 8—10 км в полярных, 10—12 км в умеренных и 16—18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом. Нижний, основной слой атмосферы содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 0,65°/100 м.

Уточним, температурный градиент по высоте зависит от влажности воздуха, при высокой влажности достигает 0,7°C/100 м.

Строго говоря, в силу движения воздушных масс распределение температуры бывает разным, в том числе вблизи поверхности земли температура воздуха с высотой может возрастать (т.н. температурная инверсия). Но в среднем для стабильной тропосферы зависимость температуры от высоты практически линейная.

Полагаю, по ссылке выше вы внимательно прочли пояснения к диаграмме вертикального строения атмосферы. Уверен, все эти научные сведения вам также интересны, как и мне. Хотя для нашей темы имеет значение лишь график температуры воздуха тропосферы в зависимости от высоты. Если атмосфера значительным образом разогревается тепловым излучением поверхности Земли, то на графике температуры мы должны были видеть разогретый слой воздуха, в котором атмосфера, собственно, и поглощает инфракрасное излучение планеты. И где он? Нету.

Воздух в тропосфере нагревается от подстилающей поверхности. Температура воздуха изменяется с высотой и в зависимости от атмосферного давления. Когда это происходит без обмена тепла с окружающей средой, то такой процесс называется адиабатическим. Поднимающийся воздух производит работу за счет внутренней энергии, которая расходуется на преодоление внешнего сопротивления. Поэтому при поднятии воздух охлаждается, а при опускании нагревается.

Адиабатические изменения температуры происходят по сухоадиабатическому и влажноадиабатическому законам. Соответственно различают и вертикальные градиенты изменения температуры с высотой

Как же так? Неужели поглощение «парниковыми газами» теплового излучения поверхности Земли это фикция?!... Не спешите с выводами. Заметьте, публике не сообщают, какой толщины слой атмосферы поглощает тепловое излучение планеты. Дело в том, что это относительно тонкий приземный слой воздуха.

Флинт Р.Ф. История Земли. М.: Прогресс, 1978:

«Парниковый эффект обусловлен наличием в приземном слое атмосферы (части пограничного слоя атмосферы от земной поверхности до высоты в несколько десятков метров) многоатомных газов (паров H2O, CO2, CH4), непрозрачных для теплового излучения. Парниковый эффект — это повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса. Водяной пар является самым активным парниковым газом. (Его вклад в суммарный парниковый эффект, достигающий 32оС, составляет 20,2оС, против вклада СО2, составляющего 7,2оС). В наше время парниковый эффект в среднем до 78% обусловлен парами воды и только на 22% углекислым газом. Вкладом других газов вполне можно пренебречь».

Возможно возражение, что толщина приземного слоя воздуха, в котором происходит «парниковый эффект», не имеет существенного значения. О нет, для нашей темы — это принципиально важный фактор. Предположим, тепловое излучение планеты в основном поглощается в атмосфере до 100 метров высоты над поверхностью. Увеличение количества парниковых газов (водяного пара и углекислого газа) приведет к тому, что тепловое излучение планеты поглотиться, допустим, до высоты 50 метров. И что это значит? А то и значит, что рост концентрации «парниковых газов» не увеличивает количество поглощённой атмосферой энергии теплового излучения Земли, т.е. заведомо не приводит к смещению теплового баланса планеты.

Отныне вы, не опасаясь повредить земному климату, можете испускать углекислый газ и не париться! Да и париться тоже можете, ваш водяной пар климату тоже не повредит. Хорошие климатические новости, не правда ли?

+ + +

Поздравляю моих читателей, наконец-то, мы добрались до кощеевой иглы парниковой аферы. До основополагающего научного парникового труда «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ ЗЕМЛИ» (Kevin E. Trenberth, John T. Fasullo, and Jeffrey Kiehl, March 2009: Earths global energy budget. — Bulletin of the American Meteorological Society, 90, 311–323). В этом поистине эпохальном научном исследовании тепловой баланс (бюджет) атмосферы был сосчитан более чем оригинально. Утверждается, что авторы добросовестно использовали полученные со спутников данные энергетического баланса Земли с марта 2000 года по май 2004 года. Полюбуемся диаграммой.

Похожую, отличающуюся лишь в мелочах диаграмму, позаимствованную в «AR4 Climate Change 2007: The Physical Science Basis», приводит пользователь nukakzetak. Дигаммы эти чрезмерно красочны и трудный для восприятия. Воспользуемся статьей из Википедии «Тепловой баланс Земли», где те же диаграммы развёрнуты в удобопонятном виде.

Как интересно! Земля получает солнечной энергии 341 Вт/м2, из которой наша планета отражает обратно в космос 102 Вт/м2, плюс 199 Вт/м2 теплового излучения самой атмосферы в космос и ещё 40 Вт/м2 теплового (инфракрасного) излучение поверхности Земли через окно прозрачности атмосферы. В сумме как раз те самые 341 Вт/м2 получаемой от солнца энергии. Не удивляетесь, что Земля сколько получает от Солнца энергии, ровно столько излучает в космос. Эти соотношения получены в предположении, что наша планета находится в тепловом (радиационном) равновесии с окружающим пространством. Точнее сказать, в квазиравновесии. Но это уточнение пока не существенно для дальнейшего анализа.

Как мы видим из дигаммы, на разогрев атмосферы приходится 78 Вт/м2 поглощенной солнечной радиации, на разогрев поверхности планеты – 161 Вт/м2. В сумме 239 Вт/м2 поглощенной солнечной энергии. Это понятно.

Не понято другое, откуда берётся энергия излучения от поверхности планеты 396 Вт/м2? И каким это образом атмосфера исхитряется получить 78 + 97 + 356 = 531 Вт/м2? И столько же излучить. Причём в сторону Земли атмосфера почему-то излучает в полтора раза более энергично, чем в космос. Мало того, от солнца и атмосферы поверхность планеты получает 161 + 333 = 494 Вт/м2. Откуда излишки энергии?!

Неужели апологетами потепления климата открыт парниковый Perpetuum Mobile? Вот же здорово! Отныне нам не нужны никакие термояды и прочие атомные гадости. Ура-а-а!

Однако беспокоит, не поторопились ли мы обрадоваться «парниковому эффекту» как неисчерпаемому источнику дармовой, экологически чистой энергии? Заглянем-ка в уже использованную нами советскую научно-популярную книгу 1970 года издания.

Средняя температура воздуха

Если бы температура воздуха в каждой точке земной поверхности обусловливалась только притоком лучистой энергии, то ее распределение в приземном слое было бы таким, как это представлено в первой строке таблицы 9. Однако в действительности значения средней температуры по широтам, как видно из второй строки этой же таблицы, являются совершенно иными. Разности между вычисленной средней температурой лучистого равновесия и действительной (третья строка) колеблются от —13° на экваторе до +23° на широтах 70 и 80°. Иначе говоря, на экваторе средняя температура на 13° ниже, чем это должно быть по поступлению лучистой энергии, а на широтах 70 и 80° средняя температура на 23° выше. Причиной этих разностей является постоянный междуширотный воздухообмен, который осуществляется благодаря непрерывному горизонтальному переносу.

Междуширотным воздухообменом тепло переносится из экваториальной зоны и тропиков в средние и высокие широты, и, наоборот, холод поступает из высоких и средних широт в тропики и экваториальную зону. Если бы воздух был неподвижным, то на экваторе и в тропиках была бы невыносимая жара, а в высоких и средних широтах стояли бы сильные морозы. В частности, в районе Ленинграда средняя годовая температура была бы на 19° ниже той, которая наблюдается в действительности.

Ах, вот оно в чём дело! При подсчёте теплового бюджета планеты парниковые учёные включили в расчёты теплообмен между поверхностью планеты и атмосферой. За такие фокусы в порядочном научном сообществе принято бить подсвечниками.

Тревожный вопрос, сохранились ли в мире квалифицированные специалисты, способные честно исчислить тепловой баланс Земли. И достоверно определить, грядёт глобальное похолодание или потепление? Памятуя о длящейся не первое десятилетие всемирной истерии насчет углеродной угрозы. И охватившей Запад паранойи кошмарного глобального потепления. А с недавних пор реющей в тропосфере на экологической метле св. Грете. Поневоле закручинишься, а не извела ли экологическая инквизиция всех климатических еретиков, фанатично отрицающих «парниковый эффект». Может быть, всё-таки кто-то из ортодоксальных физиков выжил в каких-нибудь зашифрованных лабораториях, сберег секрет альбедо?

Короче, дальше узнаем, как научно корректно оценить тепловой баланс Земли. Не страшитесь трудностей, вас удивит, насколько это просто сделать. Хотя и далеко не так просто понять сделанное.

+ + +

(продолжение)

Tags:

(36 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:bantaputu
Date:Октябрь 21, 2019 11:09 am
(Link)
Девочка видит углекислый газзз. Видит углекислый газзз.

Вообще, конечно, это 100500-тый эпизод войны с Просвещением. Со всеми этими руссо и дидеротами.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 11:22 am
(Link)
заметьте, войну наукам и просвещению объявили экологические атеисты.
[User Picture]
From:comrade_demon
Date:Октябрь 21, 2019 11:35 am
(Link)
Чего мне не ясно, так чего это в Швеции бомбануло? Я бы ещё понял если бы испанцы или итальянцы стали возмущаться, что им слишком жарко, но шведы?
[User Picture]
From:zaharov
Date:Октябрь 21, 2019 02:48 pm
(Link)
Галковский писал, что Швеция - это страна-колба. На ней ставят разные опыты, когда в качестве подопытных нужны европейцы.
From:Yuri Bichkoff [bichkov.com]
Date:Октябрь 21, 2019 11:38 am
(Link)
> можете испускать углекислый газ и не париться! Да и париться тоже можете

Отличный оборот!

Вообще, только что узнал, что в стратосфере температура начинает повышаться (инверсия) и может достигать +30 °С.

> При подсчёте теплового бюджета планеты парниковые учёные включили в расчёты теплообмен между поверхностью планеты и атмосферой

Может, я невнимательно прочитал текст, но не понимаю, где, как и в чём это. При чём тут перемешивание атмосферы?
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 11:59 am
(Link)
> в стратосфере температура начинает повышаться (инверсия) и может достигать +30 °С.

Но никого не может он согреть. Плотность газов низкая.

> При чём тут перемешивание атмосферы?

Если приглядеться к парниковой диаграмме, то там фанатическое излучение от поверхности в атмосферу и обратное на поверхность Земли. Или это наглые приписки, или они учли тепловой обмен меду слоями атмосферы (что тоже жульничество, но более изощрённое).

Edited at 2019-10-21 11:59 (UTC)
[User Picture]
From:vedroid
Date:Октябрь 21, 2019 12:27 pm
(Link)
Ну блаженная Грета, положим, демагогию толкает, но её можно извинить, у неё даже со школьным образованием плохо, плюс справка о голове.

Но вам то зачем? Водяной пар, положим, парниковый газ, но он как испаряется, так и выпадает из атмосферы. А СО2 выводится из атмосферы медленно и там накапливается, что ведёт к другой точке равновесия, и к другому уровню того же водяного пара. То есть больше СО2 - больше водяного пара в атмосфере.

Атмосфера система неравновесная, то есть такими простыми разговорами не отделаться, но эффект в целом очевиден любому человеку с физико-математическим образованием.

Вообще атмосфера система неравновесная и нелинейная, так что цена любым климатическим моделям примерно как метеорологии вообще, шаманство это. Но что СО2 разогревает, это понятно, геологи всякие говорят, что при динозаврах градусов на десять теплее было, если не больше, и СО2 был выше.
[User Picture]
From:dyemen
Date:Октябрь 21, 2019 01:03 pm
(Link)
А может в тепле просто больше бздело кислорододышащих? Или меньше растворялось в воде углекислоты? ЦэО2 растёт от температуры или температура от ЦэО2? Курица или яйцо? 42?
From:ivanov_ivan
Date:Октябрь 21, 2019 01:01 pm
(Link)
Одно скажу и вроде не в тему, но я так не считаю. Планета Земля действительно уникальная саморегулирующаяся стабильная система оптимизированная (кем?) для не просто существования, а для прогресса человечества к неведомой ему цели (а кто запустил этот прогресс и для какой цели - вот оно мракобесие-то иде, скажут некоторые).
Не верите? Зря. К примеру, по теории вероятности при бесконечном количестве планет во Вселенной должно быть бесконечное же подмножество подобных Земле планет. Но научно выражаясь - а вот хуй. Опять мракобесием шибает, не так ли?
Но вот эти вот экологи и стоящие за ними дяди с вечной жаждой денег и мировой власти и не атеисты вовсе, а самые настоящие богоборцы, стоящие на пути прогресса, т.е. движения к неведомой цели. Логически продолжая мысль - уж не слуги ли они врага рода человеческого - дьявола, а?

Edited at 2019-10-21 15:12 (UTC)
[User Picture]
From:nampuom_pycu
Date:Октябрь 21, 2019 01:08 pm

Тост "за потепление климата" ;-)

(Link)
New York Times утверждает, что потепление климата, отмечающееся на планете в последние десять лет, благоприятно сказалось на производителях вина в Европе. Благодаря тому, что среднегодовая температура выросла здесь в среднем на 2-3 градуса, винодельческие хозяйства стали собирать хорошие урожаи практически каждый год.
Немецкие виноделы, например, говорят, что давно уже не припомнят такой хорошей погоды, какая держится в Германии с 1988 года. Благодаря этому каждый год качество урожая, а соответственно и вина повышается. Горные винодельческие хозяйства Италии также полны энтузиазма. «Столько солнечного света каждый год - просто подарок судьбы», - радуется Анджело Гая, всемирно известный итальянский винодел. Так выпьем же за потепление ;-)
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 03:10 pm

Re: Тост "за потепление климата" ;-)

(Link)
планета едва выбирается из ледникового периода. и не факт, что не свалится обратно в оледенение.
From:pokrov_ru
Date:Октябрь 21, 2019 01:25 pm
(Link)
Возникает однако вопрос почему эти "ученые" считают, что 333 Вт*м излучаются при отражении от нижних слоев атмосферы обратно на землю, которые в свою очередь (нижние слои) на 90% состоят из водяного пара. Хотя известно, что вода или водяной пар не отражают, а поглощают тепло... Альбедо-то у вод. пара маленький :)

Еще более непонятно, зачем Пионер вообще замутил эту тему с разжевыванием игр в "потепление"... Ну не из-за того же, что путин вдруг подписался под этой темой?! А из-за чего тогда, не уловлю никак...
From:pokrov_ru
Date:Октябрь 22, 2019 06:39 am
(Link)
Отвечу сам себе. Догадался зачем, чтоб купоны стричь по новому налогу.
[User Picture]
From:kosarex
Date:Октябрь 21, 2019 01:56 pm
(Link)
Если бы правительства, поддерживающие борьбу за климат, верили бы в эту ахинею, они бы сейчас срочно перестраивали бы порты и приморские дамбы в расчете на подъем уровня мирового океана. Но таких нет.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 03:11 pm
(Link)
тем не менее, борьба против потепления и зловредного углекислого газа идёт по нарастающей.
[User Picture]
From:fe_dul_dul
Date:Октябрь 21, 2019 03:02 pm

Физика для Пионера

(Link)
Какое-то позорище а не пост.

"Не понято другое, откуда берётся энергия излучения от поверхности планеты 396 Вт/м2? И каким это образом атмосфера исхитряется получить 78 + 97 + 356 = 531 Вт/м2? И столько же излучить. Причём в сторону Земли атмосфера почему-то излучает в полтора раза более энергично, чем в космос. Мало того, от солнца и атмосферы поверхность планеты получает 161 + 396 = 494 Вт/м2. Откуда излишки энергии?!"

Нагретое тело в любом случае излучает.. Поэтому излучает и Земля и Атмосфера. Никаких излишков нет.

Самое важное - поверхность Земли поглощает все излучение, которое проходит через атмосферу. Обратно поверхность Земли излучает обратно в другом диапазоне волн и через атмосферу очень мало пролетает обратно в космос.

Диаграмма из Вики выглядит логично.

Таблица 9 вообще, зачем здесь нужна? Ну разносит тепло от экватора к полюсам и что?
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 03:12 pm

Re: Физика для Пионера

(Link)
вы сами-то поняли, чего написали?
[User Picture]
From:test_o_mes
Date:Октябрь 21, 2019 04:58 pm
(Link)
Зачем вы так грубо топчите радужно-воздушное тело Гретиной мечты серыми вонючими ногами фактов?
Некрасиво.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 05:01 pm
(Link)
от зависти ко всему хорошему и злобы на всё доброе.
[User Picture]
From:bangkok_shock
Date:Октябрь 21, 2019 05:37 pm
(Link)
Ну путинским эта Грета прям как своя пришлась ко двору и вовремя.
Дорогие россияне ведь ещё не платят за углекислый газ, а будут. И похрену какой он эффект оказывает на планету и её климат.
[User Picture]
From:mishka1982medof
Date:Октябрь 21, 2019 05:48 pm
(Link)
помню ещё типажи вроде Греты с озоновыми дырами боролись... не знай, видимо победили, давно про них не слышно

Edited at 2019-10-21 17:48 (UTC)
[User Picture]
From:nukakzetak
Date:Октябрь 21, 2019 06:10 pm
(Link)
Раз уж вам нравится писать такие длинные непроходимые посты, подкину вам еще кое-что. Вот так они сконструировали "парниковый эффект":

Hansen GHE_1.png

Попутно, этот самый "бюджет" они придумали в 1997 году. И что-то подобное у них было и раньше, вроде-бы.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 08:54 pm
(Link)
об этом в следующей части.
[User Picture]
From:zepete
Date:Октябрь 21, 2019 06:56 pm
(Link)
Хоть как отрицай парниковый эффект, но если начальство решило акцизом обложить - оно обложит.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 21, 2019 08:52 pm
(Link)
вы правы.
[User Picture]
From:ugputu
Date:Октябрь 22, 2019 10:49 pm
(Link)
Мало того, от солнца и атмосферы поверхность планеты получает 161 + 396 = 494 Вт/м2.
Описка. Должно быть +333.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Октябрь 23, 2019 09:06 am
(Link)
Спасибо, поправил.
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com