Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Советский миф о Квантунской армии - 1.


На днях без особого умысла включил телевизор на предмет полюбопытствовать, какие новости чекистская хунта желает сообщить подданным. Посмотрел мельком. Как обычно, ничего интересного. Затем вяло пролистал каналы. Скукота. На телеканале «Че»(-кист?) я узрел историко-популярный фильм «Великая война. 18 серия. Война с Японией». Не стал бы смотреть голимую пропагандистскую поделку. Но по какой-то случайности задержался и… увлёкся.

Подробностями советской войны против Японии мне не приходилось интересоваться. А тут советские пропагандисты расстарались и… перестарались. Помимо стандартных сказаний советских кретинов неосторожно сообщили и некоторые факты хода боевых действий, которые документальные подробности напрочь перевернули официальную советскую версию войны против «милитаристской» Японии. Всё-таки это очень верно и правильно, что у советских как не было, так и нет документальной истории любимой ВОВ. Вместо истории войны советские патриоты восьмое десятилетие пробавляются антологией пропагандистского звона и агитпроповских фабрикаций типа «28 панфиловцев».

Война против Японии для советской пропаганды была делом периферийным. Видимо, поэтому современные пропагандисты допустили обидную промашку. Хотя тенденциозно и обрывочно, но предали огласке конкретную информацию о ходе военной кампании.

Кстати, а почему советский агитпроп именовал Японскую империю «милитаристской Японией» а не империалистической? Причина, по-видимому, в том, что союзниками рабоче-крестьянского СССР являлись прожжённые империалисты в лице колониальных империй Британии и Франции, а также молодой империалистический хищник – США. Поэтому для титулования Японии подобрали другое словечко.

«… решающую роль в разгроме японского милитаризма сыграл Советский Союз, говорит политолог-китаист и японовед, профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский:

"Мы соблюдали нейтралитет до августа 1945 года, но потом СССР ликвидировал мощную группировку – Квантунскую армию. Это был очень важный вклад в общие усилия союзников. Удар СССР – блицкриг – перевесил чашу весов, помог американцам. Он помог китайцам, поскольку к моменту начала нашего наступления у китайцев было аховое положение: японцы контролировали все побережье и достаточно на большую глубину. Китайское правительство Чан Кайши находилось в провинции Сычуань, глубоко на территории Китая, в горах. Если бы не вмешательство русских и американцев, то японцам удалось бы додавить китайские войска. Наш вклад был, как засадный полк на Куликовом поле, который решил судьбу. Американцы к тому времени уже четыре года воевали с японцами, уже устали, не очень здорово они воевали. Китайцы к тому времени воевали уже 14 лет. И тут вдруг наш мощный блицкриг, который резко перевесил весы в пользу союзников"».  

П.Ф. Судаков. «Капитуляция Квантунской армии». 1948


Приходится понимать так, что под «засадным полком» советский товарищ понимает циничное нарушение Советским Союзом договора о нейтралитете с Японией, заключенного 13 апреля 1941 года.

Переходим к собственно истории блистательного разгрома советской армией пресловутой Квантунской армии. Начать приходится с того, никакой Квантунской армии в Маньчжурии советская армия не могла разгромить за полным отсутствием таковой в 1945 году. Квантунской армией в Японии именовали расположенные на Квантунской (Ляодунском) полуострове войска, которые начали вторжение в Китай в 1931 году. Небольшими силами той Квантунской армии за 4 месяца была практически полностью оккупирована Маньчжурия. Столь впечатляющее достижение объясняется не столько превосходной боеспособностью самураев, сколько нежеланием местного население воевать против Японии, и его, населения, готовностью поддержать власть японского императора. В Маньчжурии японцы учредили формально независимое государство Маньчжурии (Маньчжоу-го) во главе с последним китайским императором Пу И. Государство это было официально признано СССР.

Почему и отчего советские историки упрямо именуют дислоцированные в Маньчжурии японские и союзные им маньчжурские войска Квантунской армией, это надо спрашивать у них. Наверное, привирают для того, чтобы подчеркнуть мощь противостоящей советской армии миллионной элитной Квантунской армии. Хотя в действительности к 1945 году расположенные в Маньчжурии японские силы исполняли роль тыловых войск обеспечения тихоокеанского театра военных действий. Наиболее боеспособные части из Маньчжурии были переброшены воевать против США.

«Уже осенью 1943 г. была осуществлена первая переброска лучших частей Квантунской армии на юг. В 1944 г. из каждой дивизии Квантунской армии было изъято по одному батальону в каждом пехотном и артиллерийском полку и по 1 роте в каждом саперном батальоне: все они были направлены в район южных морей. Летом 1945 г. из Маньчжурии в Китай и Японию было переведено большое количество танковых, артиллерийских, саперных и обозных частей. Для пополнения убывших сил было сформировано шесть новых дивизий за счет новобранцев и запаса старших возрастов из числа японских поселенцев в Маньчжурии, но эти дивизии, укомплектованные необученным составом, не могли заменить изъятые из Квантунской армии боевые части. Времени же на обучение личного состава не было»

«В составе Квантунской армии и противостоящих советским войскам военных группировок в Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах насчитывалось всего около 900 тысяч военнослужащих, причем около 450 тысяч - вспомогательные части (связисты, саперы, обозники, интенданты, кладовщики, санитары, персонал госпиталей, инженерные и строительные части)».

Однако фактически в Манчжурии японская армия располагала гораздо меньшими силами.

«Насчитывавшая в начале войны более миллиона человек личного состава, Квантунская армия к началу 1943 года имела уже едва 600 000 человек. А к концу 1944 года от неё осталось чуть более 300 000 человек...»

«к моменту советского вторжения в насчитывавшей когда-то 10 танковых полков Квантунской армии таких полков осталось только... 4 (четыре) — и из этих четырёх два были сформированы за четыре дня до советской атаки».

«В 1942 году Квантунская армия сформировала на базе своих танковых бригад 2 танковые дивизии. Одна из них была отправлена на Филиппины, на остров Лусон, в июле 1944. Уничтожена американцами. Кстати, дралась до последнего экипажа — в плен из её состава сдались единицы.

Из второй — сначала отправили один танковый полк на Сайпан (апрель 1944 г, полк уничтожен американцами полностью, в плен сдались единицы), а в марте 1945 — всю дивизию отправили домой, защищать метрополию. Тогда же, в марте 1945, в метрополию были выведены последние дивизии, входившие в состав Квантунской армии в 1941 году.

Советские источники утверждают, будто у Квантунской армии было 1 155 танков. При этом согласно тем же советским источникам в боях было уничтожено и после капитуляции захвачено в общей сложности около 400 машин. Так, ну и где все остальные? Где-где... Ну, вы поняли — именно там, ага....»

«Тот же советский метод применен при описании авиации Квантунской армии: 400 аэродромов и посадочных площадок — это звучит круто, но... на самом деле весь списочный состав имевшихся у японцев на момент вторжения боевых самолётов — не 1 800, как пишут советские источники, а меньше одной тысячи. И из этой тысячи не более сотни — истребители последних моделей, ещё примерно 40 бомбардировщиков, а половина — вообще учебно-тренировочные самолёты (в Маньчжурии располагались учебные центры японских ВВС). Всё остальное — опять-таки выведено из Маньчжурии для затыкания пробиваемых американцами дыр.

Точно такая же ситуация была у японцев и с артиллерией: лучшие, вооружённые самыми новыми орудиями части уже к середине 1944 года были полностью изъяты из Квантунской армии и переброшены против американцев или домой — защищать метрополию.

Выводилась и другая техника, в том числе и транспортные и инженерные подразделения. В результате мобильность Квантунской армии, встретившей советский удар в августе 45-го, осуществлялась в основном... пешком.

Ну и ещё по железнодорожной сети, которая была более всего развита не у границы, а в центре Маньчжурии. К монгольской границе шли две одноколейные ветки, и ещё две одноколейные ветки — к границе с СССР.

Вывозились и боеприпасы, запчасти, вооружение. От того, что Квантунская армия имела на своих складах в 1941 году к лету 1945 осталось меньше 25%».

«… из тех дивизий, бригад и даже отдельных полков, из которых состоял списочный состав Квантунской армии на 1941 год к 1945 году в Маньчжурии не было ни одной дивизии, ни одной бригады и почти ни одного полка. Из той элитной и высокопрестижной Квантунской армии, которая стояла в Маньчжурии в 1941 году, примерно четверть составила ядро армии, готовившейся к обороне метрополии и капитулировавшей вместе со всей страной по приказу Императора, а всё остальное — уничтожено американцами в бесчисленных схватках по всему Тихому океану, от Соломоновых островов до Филиппин и Окинавы.

Естественно, оставшись без большей и лучшей части своих войск, командование Квантунской армии пыталось как-то исправить ситуацию. Для этого в состав армии переводили полицейские части с юга Китая, присылали новобранцев из Японии и мобилизовали под метёлку всех условно пригодных к службе из проживавших в Маньчжурии японцев.

По мере создания и подготовки руководством Квантунской армии новых частей японский Генштаб их тоже забирал и бросал в тихоокеанскую мясорубку. Тем не менее, огромными усилиями командования армии к моменту советского вторжения её численность удалось довести до свыше 700 тысяч человек (900 с лишним советские историки получили, приплюсовав туда японские части в Южной Корее, на Курилах и на Сахалине). Этих людей даже удалось кое-как вооружить: арсеналы в Маньчжурии были рассчитаны на массированное развёртывание. Правда, кроме стрелкового оружия и лёгкой (и устаревшей) артиллерии там ничего не было: всё остальное давно вывезли обратно в метрополию да на затыкание дыр по всему Тихоокеанскому театру военных действий...

Как отмечается в «Истории Великой Отечественной войны» (т.5, с.548-549):

В частях и соединениях Квантунской армии совершенно отсутствовали автоматы, противотанковые ружья, реактивная артиллерия, мало было артиллерии РГК и крупнокалиберной (в пехотных дивизиях и бригадах в составе артиллерийских полков и дивизионов в большинстве случаев имелись 75-мм пушки).

В результате советское вторжение встретила "Квантунская армия", в которой самая опытная дивизия была сформирована... весной 1944 года. Более того, из всего состава частей этой "Квантунской армии" до января 1945 года существовало ровно 6 дивизий, все остальные — были сформированы "из отрывков и обрывков" за 7 месяцев 1945 года, предшествовавших советской атаке».

«Японцы могли использовать лишь необученных призывников младших возрастов и ограниченно годных старших возрастов. Больше половины личного состава встретивших советские войска японских частей получили приказ о мобилизации за месяц до советской атаки, в начале июля 1945 года. Некогда элитная и престижная Квантунская армия смогла с трудом наскрести по опустошённым складам по 100 патронов на бойца.

"Качество" вновь сформированных частей было вполне очевидно и японскому командованию. Подготовленный для японского Генштаба в конце июля 1945 года отчёт о боеготовности соединений армии из 30 с лишним дивизий и бригад, входивших в списочный состав оценил боеготовность одной дивизии — 80%, одной — 70%, одной — 65%, одной — 60%, четырёх — 35%, трёх — 20%, а остальных — по 15%. В оценку входили укомплектованность живой силой и техникой и уровень боевой подготовки».

Как видим, к августу 1945 года дислоцированная в Маньчжурии японская армия на 3/4 была перемолота американцами.

Теперь посмотрим, какие силы развернул СССР для вторжения в Маньчжурию.

«Всего к началу военных действий против Японии мы имели в готовности полуторамиллионное войско, более 29 тысяч орудий и минометов, свыше 5 200 танков и самоходно-артиллерийских установок, почти 5 200 боевых самолетов». (Штеменко Сергей Матвеевич. Генеральный штаб в годы войны. Глава 15. Разгром Квантунской армии)

Советская армия в общем десятикратно превосходила полумифическую Квантунскую армию. Отсюда, казалось бы, и результаты.

М.А. Ананьев. «Квантунская армия капитулирует». 1987

«План советского командования, охарактеризованный как «Стратегические клещи», был прост по замыслу, но грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на общей территории площадью в 1,5 млн квадратных километров»


Однако перед нами пример так называемого вранья (военной пропаганды). На деле советское командование не сумело использовать громадное численное и техническое преимущество советской армии. Логистика наука несоветская (и антисоветская).

+ + +

(продолжение)

Subscribe

  • Война до последнего украинца

    Многим казалось, что замирение на Украине близко. Трамписты активно вели челночные переговоры. Путин объявил пасхальное перемирие, которое…

  • Имперское президентство Трампа

    Итак, как и обещал, неумолимый Трамп ввёл зверские пошлины против всего мира. Мировая экономическая война началась! Рассуждать, какое…

  • Ошибка резидента

    По ссылке ув. sturman-george узнал кое-что интересное о СССРФ. История эта заслуживает быть рассказанной 1 апреля – Всемирный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Война до последнего украинца

    Многим казалось, что замирение на Украине близко. Трамписты активно вели челночные переговоры. Путин объявил пасхальное перемирие, которое…

  • Имперское президентство Трампа

    Итак, как и обещал, неумолимый Трамп ввёл зверские пошлины против всего мира. Мировая экономическая война началась! Рассуждать, какое…

  • Ошибка резидента

    По ссылке ув. sturman-george узнал кое-что интересное о СССРФ. История эта заслуживает быть рассказанной 1 апреля – Всемирный…