?

Log in

No account? Create an account
От коммунистической фэнтези к антисоветскому фанфику - Пионер.
Апрель 20, 2016
09:55 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
От коммунистической фэнтези к антисоветскому фанфику

Прочитал рецензию Галковского на книгу К.Крылова (М. Харитонова) и не согласен.

К сожалению, книгу К.Крылова (М. Харитонова) я не читал. На то у меня есть уважительные причины. Придерживаюсь убеждения, что объемные тексты (книги) можно и нужно читать лежа (на диване). Увы, компьютерная техника не позволяет пока ещё удобно читать с какого-нибудь планшета лёжа. Ждём-с. А в бумажном виде, несмотря на неудовлетворённый читательский спрос, Крылова издают мало. Каюсь, я в своё время проворонил его сборник. Надеюсь, что не дам маху с «Факапом».

+ + +

Так с чем я там не согласен у Мэтра, процитирую.

«… Или «Понедельник начинается в Субботу». Эта вещь написана на заре компьютерной эры, когда сама профессия программиста только что появилась и была экзотикой. В повести происходит столкновение зарождающегося быта программеров с уходящей в прошлое окаменелой долбнёй баптистов. Но это ещё ладно. Стругацкие смотрят далеко вперёд и показывают контуры будущего мира программистов и самого программистского быта. Который базируется, – правильно, - на ФЭНТЕЗИ. То есть люди в 1962 году написали про квесты и РПГ 90-х и 00-х. Когда никто представить не мог, что люди будут сидеть за компами и половину времени заниматься компилированием программ, а половину бегать в обличье эльфов и орков по сказочному лесу. БУКВАЛЬНО. При этом всем обитателям 60-х повесть понравилось, но никто тогда до конца не понял, о чём книга. И НЕ МОГ понять. Т.е. братья жили в ситуации культурного разрыва, обогнав общество на 30-40 лет. Не российское, а вообще - земного шара.»

Идея Галковского бесспорно красивая. И формально её можно с успехом отстаивать. Однако полезно знать, что по существу оно всё не соответствует действительности. Герой программист там дурачок-простачок на побегушках у старших товарищей, и быт у него советский коммунальный. Собственно про компьютеры в «Понедельнике» и нет ничего вразумительного.

Не знаю, надо ли делать из Стругацких провидцев компьютерных ролевых игр. Не знаю. Но сделать можно, да. Если нужно, пусть евреи поработают. Я, собственно, хотел высказаться об особенностях фэнтези в «Понедельнике».

Корни этого фэнтези уходят в большевицкое «мы рождены чтоб сказку сделать былью». Как пишут сами Стругацкие,

«наука сплела и перепутала понятия сказки и действительности».

В СССР было принято взахлёб рассказывать о сказочных достижениях науки, неуклонно приближающих эру коммунизма. Стругацкие решили посмотреть на науку как сказку, на учёных как на магов и волшебников. Для своего места и времени это было оригинально и занятно. Интересный вопрос, почему за основу взяты русские сказки. Ведь отчётливо ощущается, что персонажи русских сказок авторам чужды и не интересны. Все сказочные русские персонажи в «Понедельнике» картонные, декоративные. Зачем они Стругацким?

Приходится начать с предыстории. Русификация при Сталине в конце 30-х означала, главным образом, отказ от лютой коммунистической русофобии. И перестройки агитпропа на эксплуатацию русского патриотизма в виду подготовки к большой войне.

Впоследствии в Восточной Европе десталинизация имела ярко выраженный антисемитский характер и влекла отстранение от власти руководящих еврейских кадров. Насаждённых Сталиным в Польше, Венгрии и Чехословакии еврейских карателей и плачей. Напротив в СССР еврейская интеллигенция пришла к умозаключению, что чудесные комиссары в пыльных шлемах, их родители, пали жертвой не ими же построенной и обслуживаемой государственной машины тотального террора и массовых убийств. Нет, нет! А во всём виновато клятое русского болото. Засосавшее в свою гнилую трясину и чудовищно извратившее светлые идеалы коммунизма, ленинские нормы партийной жизни и прочую галиматью.

Отсюда естественным образом десталинизация в СССР должна была принять антирусскую направленность. Но как говорится в старом анекдоте, с таким настроем ты слона не продашь. Поэтому вышестоящие силы указали еврейской интеллигенции на необходимость углубления обрусения. Ну, хотя бы внешней демонстрации лояльности к России и русским. Кстати сказать, подобные установки интеллигентными евреями воспринимались как советский государственный антисемитизм.

А как интеллигентному еврею обрусеть? Без фольклора, балалаек и гармошек никак невозможно-с. Поэтому в советской литературе 60-х этого самого квази русского фольклора полным полно у самых разные авторов по всяким поводам. Ну и, как видим, у Стругацких тоже имеется.

Однако, несмотря на стилизацию под русскую сказку, линия на разоблачение русского вредительства делу научного коммунизма в «Понедельнике» проводится неуклонно. Настоящий русский вредитель там один, но матёрый. Амврос Амбруазович Выбегалло. Утверждается, что Выбегалло имел прототипом пресловутого борца с генетикой Трофима Лысенко. Однако с Лысенко у проф. Выбегалло совсем нет ничего общего. Может быть Стругацкие и намеревались изобразить тип шарлатанствующего народного академика, но получилось у них нечто иное. Как справедливо писал К.Крылов,

«Выбегалло - это вполне узнаваемый тип русского учёного, увиденного глазами молодого интеллигентного еврея».

Однако я не согласен с Крыловым, что Выбегалло у Стругацких это русский парвеню в советской (еврейской) науке. Внешне Амврос Амбруазович подан в стиле глумления над остатками русских образованных классов а ля Ильф&Петров. А по существу дела в «Понедельнике» Выбегало действует как древняя и страшная сила европейской реакции и антисемитизма. Напомню, что он один успешно противостоит всему интернационалу магов, а они не в силах его унять. И как нам намекают авторы, это противостояние идёт из глубины веков.

«- Лет триста назад, -- холодно произнес Хунта, -- за такие слова я пригласил бы вас на прогулку за город, где отряхнул бы вам пыль с ушей и проткнул насквозь.
     -- Нечего, нечего, -- сказал Выбегалло. -- Это вам не Португалия. Критики не любите. Лет триста назад я бы с тобой тоже не особенно церемонился, кафолик недорезанный.
     Меня скрутило от ненависти».

Кто таков Кристобаль Хозевич Хунта? Бывший Великий Инквизитор. Довольно странный положительный персонаж для советского прогрессивного НИИ, пусть и сказочного.  Ко всему прочему садист. В кабинете держит чучело человека. Эсэсовца. Но ведь советская пропаганда всегда противопоставляла советский гуманизм нацистскому зверству. И вдруг любование изуверством: «Хунта был великолепным таксидермистом». С чего бы это?

Ответ довольно очевиден. Стругацкие усвоили легенду, что изгнавший евреев из Испании легендарный Великий инквизитор Торквемада был евреем. - «Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный». - Поэтому-то героя рассказчика в «Понедельнике» и скрутило от ненависти. Нет, не к Хунте, а к Выбегалло. Почему?!.. Потому что Выбегалло замаскированный антисемит и опаснейший враг коммунизма.

Проф. Выбегалло стремится начисто уничтожить логово коммунистического мракобесия, каковым является НИИЧАВО. Действует он безупречно. В точном соответствии с марксизмом создает коммунистического кадавра. Возразить ему никто ничего не может, поскольку проф. Выбегалло виртуозно владеет коммунисткой демагогией.

«-- Амврос Амбруазович, -- сказал Роман, -- а что будет, когда оно все потребит?

     Взгляд Выбегаллы стал гневным.

     -- Я прошу всех присутствующих отметить этот провокационный вопрос, от которого за версту разит мальтузианством, неомальтузианством, прагма- тизьмом, экзистенцио... оа... нализьмом и неверием, товарищи, в неисчерпаемую мощь человечества. Вы что же хотите сказать этим вопросом, товарищ Ойра-Ойра? Что в деятельности нашего научного учреждения может настить момент, кризис, регресс, когда нашим потребителям не хватит продуктов потребления? Нехорошо, товарищ Ойра-Ойра! Не подумали вы! А мы не можем допустить, чтобы на нашу работу навешивали ярлыки и бросали тень. И мы этого, товарищи, не допустим».

Выставить проф. Выбегалло шарлатаном тоже не получается, поскольку у коммунистических магов и волшебников за душой нет ничего кроме занудного талмудизма.

«… А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова "бетон", попробуйте решить эту маленькую частную проблемку, известную под названием Великой Проблемы Ауэрса! Ее решил Ойра-Ойра, создав теорию фантастической общности и положив начало совершенно новому разделу математической магии. Но почти никто не слыхал об Ойре-Ойре, зато все превосходно знают профессора Выбегаллу»

Коммунистический кадавр несомненно уничтожил бы НИИЧАВО, и никакое взятое в союзники средневековое изуверство и мракобесие не помогло бы. Спасло советских магов и волшебников лишь вмешательство Вышестоящих сил, повернувших время вспять (только для Себя).

Если бы я писал фанфик по Стругацким, то его ключевым сюжетом была бы история борьбы проф. Выбегалло против орд коммунистических колдунов, чародеев и тому подобных прогрессоров.

Метафизического смысла ими написанного сами Стругацкие так и не поняли. Потому что они были глупые советские писатели.

+ + +

Вообще-то я довольно высокого ставлю творчество Стругацких, и не думаю, что их время безвозвратно ушло. Ведь даже глупая мысль обдуманная честно и последовательно имеет свою ценность. А бр. Стругацким не хватает не столько ума, сколько рефлексии. Это такой врождённый дефект советского (еврейского) интеллекта.

Ценность взгляда Стругацких заключается в том, что они смотрели на мир изнутри коммунистического тоталитаризма. Стремясь как-то гуманизировать, интеллектуализировать и оправдать свою службу советскому монстру. Задачу они так и не решили, но это и не важно.

Ценный аспект творчества Стругацких – их причастность советский спецслужбам. Не путать с КГБ, -- «Спецслужба, которой не было». Это обстоятельство сближает Стругацких с их коллегами западными писателями. И если для советской истории Стругацкие, как авторы интеллектуальной литературы, уникальны, то для Запада это обыденность. Недавно ув. corpuscula с удивлением обнаружила, что и знаменитый Сомерсет Моэм тоже служил в английской интеллектуальной службе, как они это называют. Вообще для англосаксов, и американцев тоже, это норма. Всякий стоящий писатель служит, иначе какой же он серьёзный литератор. Собственно, литературные занятия лежат в самой основе интеллектуальной службы. У прочих европейцев не до такой степени тотально, но в принципе, всё то же самое.

И если Запад нам открывает необозримые интеллектуальные просторы, то в мысли коммунистического монстра – многие даже сомневаются в их, коммунистического мозга и мыслей, существовании –  можно заглянуть лишь через щелочку Стругацких.

Лети к своим!

(60 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:paidiev
Date:Апрель 20, 2016 07:02 pm

Скачивать тут

(Link)
Хорошая книжка.
http://flibusta.is/b/440185
Но уж очень мрачная, не облегчает жизнь.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 20, 2016 09:33 pm

Re: Скачивать тут

(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:mmnt
Date:Апрель 20, 2016 07:40 pm
(Link)
Интересное прочтение. Проф.Выбегалло мне всегда казался чисто советским сталинистским монстром, с которым бодаются типичные советские интеллигенты. Причем и Выбегалло и эти интеллигенты - все советские евреи. Т.е. антисемитизьму внутри кагала я точно не примечал...-)
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 20, 2016 09:34 pm
(Link)
О нет, Выбегалло точно не сталинист. Стругацкие его в этом не обвиняют и не подозревают. Он у них "шарлатан".
[User Picture]
From:mpv_lj
Date:Апрель 20, 2016 08:40 pm
(Link)
"Факап" - мир Полудня глазами завсклада.

Антисемитизм Выбегайло - на мой взгляд, идея надуманная. Хунту он католиком обзывает. А изгонял евреев из Португалии не Торквемада, а Филипп IV (раз уж "лет 300 назад"). Скорее уж сам Выбегайло еврей.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 20, 2016 09:09 pm
(Link)
> Хунту он католиком обзывает

Отнюдь нет, каФоликом. И почему кафолик недорезанный?!


> Антисемитизм Выбегайло - на мой взгляд, идея надуманная

А я и не говорил, что он антисемит. Это Стругацкие сморят на него с такой лютой ненавистью, как будто он антисемит.

> изгонял евреев из Португалии не Торквемада, а Филипп IV

Торквемада числится главным вдохновителем.

> Скорее уж сам Выбегайло еврей.

Невозможно-с. Стругацкие не смогли бы отнестись к еврейскому профессору с такой тотальной злобой.


> "Факап" - мир Полудня глазами завсклада.

А надо чьими глазами смотреть?
From:(Anonymous)
Date:Апрель 20, 2016 08:46 pm
(Link)
Сегодня у Дедушки день рождения! Ему 88! Всех правильных людей с праздником!
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 20, 2016 08:50 pm
(Link)
Уймитесь, мурзилки.
[User Picture]
From:beglynka
Date:Апрель 20, 2016 10:34 pm
(Link)
Понедельник начинается... для меня так и остался печатным ебантейством.
Какой то азиатский рынок, куда ходят не торговать, а общаться.
Игра с нулевой суммой.
А вот сокурсники вокруг почему то взахлёб цитировали это произведение.
Хотя там недвухсмысленно написано- для м.н.с. .
И вот один престарелый мнс написал там чего то, а другой мнс по шариковски -не согласный я!
[User Picture]
From:mozzmo
Date:Апрель 21, 2016 03:12 am

-не согласный я!

(Link)
лучше и не скажешь
[User Picture]
From:alexandr3
Date:Апрель 21, 2016 02:47 am
(Link)
"А в бумажном виде, несмотря на неудовлетворённый читательский спрос, Крылова издают мало. " - правильно, нечего макулатуру плодить.
Сборник стихов Юдика Шермана издали, и хватит!
[User Picture]
From:konotop2015
Date:Апрель 21, 2016 04:32 am
(Link)
Стругацкие до мозга костей Научные Коммунисты, космополиты. Коммунизм в их версии - рай для ученых, исследователей,покорителей природы. Писатели росли, развивались. Им открывалась сложность мира, наполненного злом и тайнами. Так как их мир был без Бога, то постепенно он превращался в филиал ада.Есть зло природное, профанное, "естественно-научное". Оно придает остроту жизни при Коммунизме, является вызовом прогрессивному человечеству и стимулирует научно-технический прогресс. Но есть иное зло, оно таится в русских. Русские являются носителями первобытного хаоса,они лютые супостаты Рационализма и Просвещения. Они иррациональные и непредсказуемые. Если мы хотим изучить феноменологию русофобии, то без Стругацких не обойтись. (Стругацкие умерли от рака.)
[User Picture]
From:arch_m
Date:Апрель 21, 2016 06:36 am

Нет ли здесь намека?

(Link)
Лично мне Выбегалло всегда был симпатичен. Именно потому, что
за словом в карман не лез. Не могли его смутить советские
"научные" талмудисты.

///Всякий стоящий писатель служит, иначе какой же он серьёзный литератор. Собственно, литературные занятия лежат в самой основе интеллектуальной службы.

А вот это уже серьезно. Нет ли здесь намека на писателя Юдика Шермана (Крылова)?

Edited at 2016-04-21 06:37 (UTC)
[User Picture]
From:mozzmo
Date:Апрель 21, 2016 07:20 am

Нет ли здесь намека

(Link)
Мэтр в этом вопросе более откровенен

>Я:

Он конечно же художник, а не публицист.

Крылов - "говорящий кэгэбист". Все его умствования - это взгляд на мир криво улыбающегося кэгэбиста 80-х годов. Я в 80-е годы жил и эти "типовые разговорчики" про страдающих на картошке очкариков хорошо помню. Слышал не раз. От кэгэбистов.
В этом смысле Крылов, конечно, интересен. Прикольно: "говорящая проститутка". Развлекуха на неделю. Дальше неинтересно - начинаются повторы: "поломатая жизнь", "интердевочка", "мущина, угостите папироской".

Гельман:
кгб-ист в Путинской России уже не хула а просто причастность к политической элите. Дмитрий, у вас что-то личное?

Я:
Констатация факта. Лично к Крылову я отношусь даже с некоторой симпатией.
Советское общество кастовое. Национальность имеет гораздо меньшее значение, чем социальное происхождение. Крылов из касты гебни. Его национализм - гебистский. Он изображает себя представителем чуть ли не народа, тогда как его взгляды и мироощущение - гебистский экзотИк. Так действительно думали и думают сейчас только кегебисты и их дети.
Вы для меня - представитель касты партийной номенклатуры. С некоторым уклоном в интеллигентщину. Такой же уклон есть и у Крылова. Но Крылов не интеллигент и Вы не интеллигент.

Гельман:
надеюсь что нет"
[User Picture]
From:mozzmo
Date:Апрель 21, 2016 07:28 am

Парень из преисподней

(Link)
>К этому добавлю, что я-то как раз интеллигент до мозга костей. Почему люди неинтеллигентные вызывают у меня инстинктивную неприязнь. И наоборот, "наши" могут расcчитывать у Галковского на всякого рода снисхождение, поблажки, льготы и даже закрывание глаз на... Пишет человек стихи, пускай бездарные, - само это занятие вызывает у меня симпатию. Хотя бы по той причине, что мой отец был бездарный поэт.

Честно говоря, мне сильно надоели гебистские умствования Крылова и Кo.
Есть такая вещица у Стругацких - "Парень из преисподней". "Парень" это боевой утёнок первой категории Гаг. Спецназовец с далёкой феодальной планеты, волею судеб попавший на Землю. На Земле он себе нашёл "друга", робота-хохла Драмбу. Дружба состояла в "упал-отжался", "я из тебя, чмо, сделаю человека". Стругацкие, надо отдать им должное, хоть и не пожалели сатирических красок, всё-таки изобразили утёнка любя. В конце концов, при всей тупости и злобе, человек был фронтовиком, рисковал жизнью. Была у него своя окопная правда.

Интеллигенты в изображении Крылова и Ко никакой диалектики не имеют. Это озлобленные дегенераты, ничтожества, торговцы бесконечно любимой крыловыми родиной, и вообще "евреи". Зато когда гебистские борзописцы начинают говорить о любимых органах, о, начинается Песнь Песней. Сверхлюди грамотно раскладывают на татами всевозможных задохликов и очкариков, дают возможность наслаждатся обтянутыми попками и трицепсами, завлекательно блестят значками "25 лет в органах КГБ". В общем тут и Ловелас станет пидорасом. "Невозможно удержаться".

И всё бы ничего. Только работают Крыловы и Ко не в спецназе, а шакалят трофейщиками: стучат на ремингтоне в дивизионном листке. В третьем эшелоне. И никакого "фронтового братства" у этой шатии быть не может. Только цинизм, глумление и мешочки с зеленью, тщательно оберегаемые от посторонних взоров в интимном месте.

Посему и кликуха таким крыловым отныне будет не Гаги, а ДРАМБЫ. Потому как наёмные механизмы.

Ну а если хотят быть писателями, художниками, журналистами, эссеистами, милости просим. Только у каждого сословия есть свои правила поведения, свои обычаи, свой сленг. Хочешь быть - изволь соблюдать и соответствовать.


[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 21, 2016 07:52 am

Re: Парень из преисподней

(Link)
Ваши выступления следует помещать в рубрике "украинец читает русских писателей".
[User Picture]
From:ispantz42
Date:Апрель 21, 2016 10:31 am
(Link)
Не читал Стругацких, не интересно.

Советские писатели не интересны тем, что у них отсутствует Центр принятия решений. Любой герой не сам по себе принимает решения, но исполняет приказы и указы вышестоящих.

Мотив принятия решений в советской литературе размыт. Все действуют в рамках и с оглядкой на вышестоящих. Сами вышестоящие, Абстрактны и не понятны. И именно это присутствует в Факапе и Буратино. Нет главного, того кто принимает решения. Нет мотивов принятия решения. Это слабое место. А так ничо, читать можно.

Лучшее произведение Фантастики - Гиперион - Дэна Симонса.
From:(Anonymous)
Date:Апрель 21, 2016 12:02 pm
(Link)
Факап это не про выбегалло, про это новый фанфик Рубидий у Харитонова.
From:inkarnadin
Date:Апрель 21, 2016 01:12 pm
(Link)
Совпадение? Михаил Харитонов начал выкладывать на "СамИздате" свой новый текст - "Рубидий". Прямое продолжение "Понедельника...", 30 лет спустя.
[User Picture]
From:mozzmo
Date:Апрель 21, 2016 01:35 pm

Совпадение?

(Link)
не думаю
From:Yuri Bichkoff [bichkov.com]
Date:Апрель 21, 2016 06:48 pm

Моэм-Ashenden?

(Link)
По-моему, труднее назвать английского писателя, кто не сотрудничал.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Апрель 22, 2016 02:41 pm

Re: Моэм-Ashenden?

(Link)
Они служат. Британские литераторы - ВСЕ поголовно.
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com