Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Category:

От коммунистической фэнтези к антисоветскому фанфику


Прочитал рецензию Галковского на книгу К.Крылова (М. Харитонова) и не согласен.

К сожалению, книгу К.Крылова (М. Харитонова) я не читал. На то у меня есть уважительные причины. Придерживаюсь убеждения, что объемные тексты (книги) можно и нужно читать лежа (на диване). Увы, компьютерная техника не позволяет пока ещё удобно читать с какого-нибудь планшета лёжа. Ждём-с. А в бумажном виде, несмотря на неудовлетворённый читательский спрос, Крылова издают мало. Каюсь, я в своё время проворонил его сборник. Надеюсь, что не дам маху с «Факапом».

+ + +

Так с чем я там не согласен у Мэтра, процитирую.

«… Или «Понедельник начинается в Субботу». Эта вещь написана на заре компьютерной эры, когда сама профессия программиста только что появилась и была экзотикой. В повести происходит столкновение зарождающегося быта программеров с уходящей в прошлое окаменелой долбнёй баптистов. Но это ещё ладно. Стругацкие смотрят далеко вперёд и показывают контуры будущего мира программистов и самого программистского быта. Который базируется, – правильно, - на ФЭНТЕЗИ. То есть люди в 1962 году написали про квесты и РПГ 90-х и 00-х. Когда никто представить не мог, что люди будут сидеть за компами и половину времени заниматься компилированием программ, а половину бегать в обличье эльфов и орков по сказочному лесу. БУКВАЛЬНО. При этом всем обитателям 60-х повесть понравилось, но никто тогда до конца не понял, о чём книга. И НЕ МОГ понять. Т.е. братья жили в ситуации культурного разрыва, обогнав общество на 30-40 лет. Не российское, а вообще - земного шара.»

Идея Галковского бесспорно красивая. И формально её можно с успехом отстаивать. Однако полезно знать, что по существу оно всё не соответствует действительности. Герой программист там дурачок-простачок на побегушках у старших товарищей, и быт у него советский коммунальный. Собственно про компьютеры в «Понедельнике» и нет ничего вразумительного.

Не знаю, надо ли делать из Стругацких провидцев компьютерных ролевых игр. Не знаю. Но сделать можно, да. Если нужно, пусть евреи поработают. Я, собственно, хотел высказаться об особенностях фэнтези в «Понедельнике».

Корни этого фэнтези уходят в большевицкое «мы рождены чтоб сказку сделать былью». Как пишут сами Стругацкие,

«наука сплела и перепутала понятия сказки и действительности».

В СССР было принято взахлёб рассказывать о сказочных достижениях науки, неуклонно приближающих эру коммунизма. Стругацкие решили посмотреть на науку как сказку, на учёных как на магов и волшебников. Для своего места и времени это было оригинально и занятно. Интересный вопрос, почему за основу взяты русские сказки. Ведь отчётливо ощущается, что персонажи русских сказок авторам чужды и не интересны. Все сказочные русские персонажи в «Понедельнике» картонные, декоративные. Зачем они Стругацким?

Приходится начать с предыстории. Русификация при Сталине в конце 30-х означала, главным образом, отказ от лютой коммунистической русофобии. И перестройки агитпропа на эксплуатацию русского патриотизма в виду подготовки к большой войне.

Впоследствии в Восточной Европе десталинизация имела ярко выраженный антисемитский характер и влекла отстранение от власти руководящих еврейских кадров. Насаждённых Сталиным в Польше, Венгрии и Чехословакии еврейских карателей и плачей. Напротив в СССР еврейская интеллигенция пришла к умозаключению, что чудесные комиссары в пыльных шлемах, их родители, пали жертвой не ими же построенной и обслуживаемой государственной машины тотального террора и массовых убийств. Нет, нет! А во всём виновато клятое русского болото. Засосавшее в свою гнилую трясину и чудовищно извратившее светлые идеалы коммунизма, ленинские нормы партийной жизни и прочую галиматью.

Отсюда естественным образом десталинизация в СССР должна была принять антирусскую направленность. Но как говорится в старом анекдоте, с таким настроем ты слона не продашь. Поэтому вышестоящие силы указали еврейской интеллигенции на необходимость углубления обрусения. Ну, хотя бы внешней демонстрации лояльности к России и русским. Кстати сказать, подобные установки интеллигентными евреями воспринимались как советский государственный антисемитизм.

А как интеллигентному еврею обрусеть? Без фольклора, балалаек и гармошек никак невозможно-с. Поэтому в советской литературе 60-х этого самого квази русского фольклора полным полно у самых разные авторов по всяким поводам. Ну и, как видим, у Стругацких тоже имеется.

Однако, несмотря на стилизацию под русскую сказку, линия на разоблачение русского вредительства делу научного коммунизма в «Понедельнике» проводится неуклонно. Настоящий русский вредитель там один, но матёрый. Амврос Амбруазович Выбегалло. Утверждается, что Выбегалло имел прототипом пресловутого борца с генетикой Трофима Лысенко. Однако с Лысенко у проф. Выбегалло совсем нет ничего общего. Может быть Стругацкие и намеревались изобразить тип шарлатанствующего народного академика, но получилось у них нечто иное. Как справедливо писал К.Крылов,

«Выбегалло - это вполне узнаваемый тип русского учёного, увиденного глазами молодого интеллигентного еврея».

Однако я не согласен с Крыловым, что Выбегалло у Стругацких это русский парвеню в советской (еврейской) науке. Внешне Амврос Амбруазович подан в стиле глумления над остатками русских образованных классов а ля Ильф&Петров. А по существу дела в «Понедельнике» Выбегало действует как древняя и страшная сила европейской реакции и антисемитизма. Напомню, что он один успешно противостоит всему интернационалу магов, а они не в силах его унять. И как нам намекают авторы, это противостояние идёт из глубины веков.

«- Лет триста назад, -- холодно произнес Хунта, -- за такие слова я пригласил бы вас на прогулку за город, где отряхнул бы вам пыль с ушей и проткнул насквозь.
     -- Нечего, нечего, -- сказал Выбегалло. -- Это вам не Португалия. Критики не любите. Лет триста назад я бы с тобой тоже не особенно церемонился, кафолик недорезанный.
     Меня скрутило от ненависти».

Кто таков Кристобаль Хозевич Хунта? Бывший Великий Инквизитор. Довольно странный положительный персонаж для советского прогрессивного НИИ, пусть и сказочного.  Ко всему прочему садист. В кабинете держит чучело человека. Эсэсовца. Но ведь советская пропаганда всегда противопоставляла советский гуманизм нацистскому зверству. И вдруг любование изуверством: «Хунта был великолепным таксидермистом». С чего бы это?

Ответ довольно очевиден. Стругацкие усвоили легенду, что изгнавший евреев из Испании легендарный Великий инквизитор Торквемада был евреем. - «Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный». - Поэтому-то героя рассказчика в «Понедельнике» и скрутило от ненависти. Нет, не к Хунте, а к Выбегалло. Почему?!.. Потому что Выбегалло замаскированный антисемит и опаснейший враг коммунизма.

Проф. Выбегалло стремится начисто уничтожить логово коммунистического мракобесия, каковым является НИИЧАВО. Действует он безупречно. В точном соответствии с марксизмом создает коммунистического кадавра. Возразить ему никто ничего не может, поскольку проф. Выбегалло виртуозно владеет коммунисткой демагогией.

«-- Амврос Амбруазович, -- сказал Роман, -- а что будет, когда оно все потребит?

     Взгляд Выбегаллы стал гневным.

     -- Я прошу всех присутствующих отметить этот провокационный вопрос, от которого за версту разит мальтузианством, неомальтузианством, прагма- тизьмом, экзистенцио... оа... нализьмом и неверием, товарищи, в неисчерпаемую мощь человечества. Вы что же хотите сказать этим вопросом, товарищ Ойра-Ойра? Что в деятельности нашего научного учреждения может настить момент, кризис, регресс, когда нашим потребителям не хватит продуктов потребления? Нехорошо, товарищ Ойра-Ойра! Не подумали вы! А мы не можем допустить, чтобы на нашу работу навешивали ярлыки и бросали тень. И мы этого, товарищи, не допустим».

Выставить проф. Выбегалло шарлатаном тоже не получается, поскольку у коммунистических магов и волшебников за душой нет ничего кроме занудного талмудизма.

«… А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова "бетон", попробуйте решить эту маленькую частную проблемку, известную под названием Великой Проблемы Ауэрса! Ее решил Ойра-Ойра, создав теорию фантастической общности и положив начало совершенно новому разделу математической магии. Но почти никто не слыхал об Ойре-Ойре, зато все превосходно знают профессора Выбегаллу»

Коммунистический кадавр несомненно уничтожил бы НИИЧАВО, и никакое взятое в союзники средневековое изуверство и мракобесие не помогло бы. Спасло советских магов и волшебников лишь вмешательство Вышестоящих сил, повернувших время вспять (только для Себя).

Если бы я писал фанфик по Стругацким, то его ключевым сюжетом была бы история борьбы проф. Выбегалло против орд коммунистических колдунов, чародеев и тому подобных прогрессоров.

Метафизического смысла ими написанного сами Стругацкие так и не поняли. Потому что они были глупые советские писатели.

+ + +

Вообще-то я довольно высокого ставлю творчество Стругацких, и не думаю, что их время безвозвратно ушло. Ведь даже глупая мысль обдуманная честно и последовательно имеет свою ценность. А бр. Стругацким не хватает не столько ума, сколько рефлексии. Это такой врождённый дефект советского (еврейского) интеллекта.

Ценность взгляда Стругацких заключается в том, что они смотрели на мир изнутри коммунистического тоталитаризма. Стремясь как-то гуманизировать, интеллектуализировать и оправдать свою службу советскому монстру. Задачу они так и не решили, но это и не важно.

Ценный аспект творчества Стругацких – их причастность советский спецслужбам. Не путать с КГБ, -- «Спецслужба, которой не было». Это обстоятельство сближает Стругацких с их коллегами западными писателями. И если для советской истории Стругацкие, как авторы интеллектуальной литературы, уникальны, то для Запада это обыденность. Недавно ув. corpuscula с удивлением обнаружила, что и знаменитый Сомерсет Моэм тоже служил в английской интеллектуальной службе, как они это называют. Вообще для англосаксов, и американцев тоже, это норма. Всякий стоящий писатель служит, иначе какой же он серьёзный литератор. Собственно, литературные занятия лежат в самой основе интеллектуальной службы. У прочих европейцев не до такой степени тотально, но в принципе, всё то же самое.

И если Запад нам открывает необозримые интеллектуальные просторы, то в мысли коммунистического монстра – многие даже сомневаются в их, коммунистического мозга и мыслей, существовании –  можно заглянуть лишь через щелочку Стругацких.

Лети к своим!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →