Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Внешние признаки богатства и Реформаторы

С интересными законодательными инициативами выступил Институт экономики переходного периода (где начальником Егорка Гайдар). Реформаторы придумали дать право налоговым инспекторам начислять подоходный налог по «внешним признакам богатства» гражданина.
Налог на внешние признаки богатства
Не успев отменить контроль за крупными расходами граждан, власти уже размышляют о новой системе начисления подоходного налога: на основе неких "внешних признаков богатства" налоговый инспектор может получить право самостоятельно определять сумму налога. А гражданину останется либо платить, либо через суд доказывать, что инспектор ошибся. Предложения об "усилении администрирования подоходного налога" Газета обнаружила в свежем докладе Института экономики переходного периода, который под руководством Егора Гайдара больше десяти лет является официальным консультантом российского Правительства. (…) Ученые почему-то рекомендуют Правительству "усилить администрирование" подоходного налога. Взамен контроля за крупными расходами граждан, который Правительство вот-вот отменит, эксперты ИЭПП предлагают создать "правовые инструменты для возможной оценки налоговыми органами базы налогообложения физлиц" на основе так называемых внешних признаков богатства. Для этого предлагается использовать пункт 3 статьи 90 Налогового кодекса, согласно которому "налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии". Сейчас это положение используется в отношении юридических лиц. Когда по каким-то причинам налоговые инспектора лишены возможности провести налоговую проверку, они имеют право по косвенным признакам определять размеры дохода компании и начислять налог.

В этом сообщении меня душевно тронуло, что работники гайдаровской конторы названы «учеными». Ну да ладно.
А вот как сами ортодоксы либерализма оправдывают свое удивительное предложение.
Пресс-релиз 13 мая 2003 г.
С целью разъяснения позиции Института экономики переходного периода по поводу перспектив совершенствования подоходного налогообложения физических лиц путем установления в перспективе обложения по "внешним признакам богатства", а также включения в налогооблагаемую базу неденежных вознаграждений от работодателей (fringe benefits) сообщаем следующее.
Данные предложения Институт не относит к первоочередным налоговым новациям, так как они требуют серьезной проработки с точки зрения их внедрения. Опыт использования так называемого контроля за соответствием крупных расходов физических лиц в Российской Федерации показал, что в настоящее время отсутствуют как достаточные технические возможности налоговых органов, так и правовая база для функционирования подобных механизмов, требующих специального подробного расследования обстоятельств каждого конкретного случая.
Необходимость рассмотрения данного вопроса обусловливается тем фактом, что в существующей ситуации явным изъяном является крайне неравномерное распределение налогообложения между различными категориями граждан. Часть налогоплательщиков, имеющих в качестве основного источника доходов заработную плату, уплачивает в виде налогов относительно существенно большую долю своих доходов, даже в условиях плоской ставки подходного налога, нежели иные категории граждан, в первую очередь наиболее состоятельные, имеющие дополнительные источники доходов, налогообложение которых является трудноадминистрируемым.
Следует отметить, что определение налоговой базы по внешним признакам применяется во многих странах, причем в некоторых из них, например в Великобритании и США, налоговые органы имеют достаточно широкие полномочия в отношении определения действительных доходов налогоплательщиков и доначисления налогов по аналогии. Предоставление существенных полномочий налоговым органам в отношении указанных предложений в России не представляется нам приемлемым, так как еще больше смещает баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов в пользу последних. Тем не менее, следует учитывать в перспективе необходимость рассмотрения данных вопросов с целью повышения справедливости подоходного налогообложения. В этом отношении нам представляется продуктивным основываться на опыте Франции в данной сфере, которая применяет формализованные методы оценки налоговой базы налогоплательщиков при наличии веских оснований сомневаться в соответствии доходов и расходов налогоплательщиков.
При этом при внедрении указанных механизмов налогообложения Институт считает важным соблюдение пяти основных принципов:
· во-первых, применение налогообложения по внешним признакам богатства должно использоваться только в случаях вопиющего различия между декларируемыми доходами за некоторый период времени и образом жизни человека;
· во-вторых, предлагаемые механизмы налогообложения не должны иметь обратной силы и должны использоваться только в отношении тех доходов и расходов, которые будут получены или осуществлены после вступления в силу соответствующих законодательных изменений;
· в-третьих, должны быть установлены максимально четкие процедуры оценки доходов по внешним признакам, а также неденежных вознаграждений;
· в-четвертых, должны быть четко определены права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при применении указанных процедур;
· в-пятых, должны быть предусмотрены процедуры обжалования в судебном порядке налогоплательщиками решений налоговых органов в случае несогласия

Удивительное дело! Неужто Гайдар вспомнил времена, когда редактировал журнал «Коммунист» и служил в газете «Правда»? Или власть в Институте экономики переходного периода захватили ортодоксальные коммунисты?..
Без паники, все под контролем.
Кто знаком с историей отечественной налоговой системы за последнее десятилетия, тот хорошо знает, что все самое гнусное и обременительное для среднего налогоплательщика в ней появлялось во времена царствования гайдарочубайсов. Чего стоит одна программа Кириенко. Уже в начале 1998 г. было ясно, что пирамида ГКО скоро рухнет. Для ее спасения (и своих доходов) гайдарочубайсы для Кириенко измыслили программу удвоения налогообложения. Лишь красно-коричневая Дума спасла наших буржуинов от налогового бешенства либеральных реформаторов, провалили законодательные инициативы Кириенко. Ну ничего, гайдарочубайсы 17 августа отыгрались.
И что характерно, ту Кириенковскую программу наша либеральная общественность поддержала как образцово либеральную. И горло драли в ее поддержку не только профессиональные интриганы, но и вполне идейные либертарианцы (которых немало и в ЖЖ).
Никакого сложного парадокса в этих случаях не содержится. Либеральная интеллигенция стремится не облегчить государственный гнет, но вовсе разрушить государство. Поэтому когда они, либералы, дорываются до власти, то устраивают преференции для своих, а прочим согражданам от имени государства учиняют разные пакости с целью вызвать ненависть к государству вообще. Подлые провокации у этой публики основной образ мысли и действия (что отчетливо видно и предвыборным кампаниям СПС).
Да вот кстати припомнить. За ельциновские годы царствования правозащитников содержание заключенных заметно ухудшилось по сравнению с советским тоталитаризмом (особенно в СИЗО). Так и было задумано: реальное положение заключенных сделать как можно более нетерпимым и разрешить жаловаться на Запад. В этом суть правозащитного бизнеса.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments