Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Российская империя и русский национализм

На днях в ЖЖ появился журнал публициста Александра Самоварова. По причине сходства наших взглядов на СССР некоторые меня принимали за Самоварова. Пользуюсь случаем, заявляю, что я это только Я, и никто иной.

Самоваров начал свой дневник со статьи по важной теме, отношение русских националистов к Российской империи.
«Сергеев идет точно вслед Соловью, который представил Российскую империю, как русофобское государство. Я уже везде, где мог, говорил о том, что это не так. Это очевидно любому, кто хоть как-то знает историю России. Российская империя была государством русских, в рамках этого государства сформировалась русская культура мирового уровня, в рамках этого государства русские вышли на мировую арену в качестве великой державы. «Кадровая политика» династии Романовых, начиная с Александра I, это совсем другое дело.

А Сергеев пишет статью «Дворянство как идеолог и могильщик русского нацстроительства».

Ну очень странный текст. Как будто и не историк писал. Начнем с заголовка. А русская империя, которая была построена дворянами и крестьянами, это не национальное строительство? Культурная революция, которую совершили русские дворяне, фактически создав новое качество русской культуры, которая и создала потом современный русский народ, и воспроизводит его до сих пор, это не нацстроительство?»

«Русские дворяне построили великое государство, дали миру великую русскую культуру, с чего бы это плевать на их?

А у Сергеева есть «сверхзадача» найти документальное подтверждение того, что империя была антирусской. Кто ему поставил такую сверхзадачу? Не знаю. Сам себе? А зачем?»

Вопрос риторический. Кто и зачем поставил такую задачу, догадаться не мудрено. Поскольку вполне понятно, что без Российской империи и русских достижений 19 века нет и не может быть России и русского народа.

Ну, и к тому же, отдельные товарищи грустят, что цари и дворяне до 1917 года не решили наших современных проблем. Усматривают в этом русофобию самодержавия. Боюсь их огорчить, но наши проблемы придётся решать нам самим. А наследство Российская империя оставила русским столь грандиозное, что даже советская власть, как ни старалась, не сумела до конца его уничтожать.

Коснусь крепостного права, насчет которого существует масса мифов. Дворяне держали мужиков в крепостном рабстве, ай-яй-яй как нехорошо!.. Однако после установления в России так сказать народной советской власти моральные претензии к крепостному праву сильно девальвировали. По сравнению со сталинскими колхозами даже крайности крепостничества выглядели как льготный санаторий. Не говоря о коммунистических голодоморах, чего при царях было и представить нельзя.

Крепостное право существовало в Европе везде, по причинам главным образом экономическим. Сельское население в доцивилизованный исторический период вело по преимуществу полукочевой образ жизни. Применяемая подсечно-огневая технология земледелия требовала регулярных перекочевок. Эта традиционная система земледелия местами сохранялась в Европе и у части европейских переселенцев в Северной Америке аж до середины 19 века.

В видах тормознуть миграции крестьян, побудить их перейти к более прогрессивным сельскохозяйственным технологиям государство «прикрепляло» сельское население к земле. Без этой меры нельзя было перейти к регулярной хозяйственной жизни в стране. С чисто экономической точки зрения, крепостное право поддерживалось государством до тех пор, пока наблюдался дефицит рабочих рук в сельском хозяйстве. Как только начиналось т.н. аграрное перенаселение (в Европе наблюдается с конца 18 века) крепостное право упраздняли как нерентабельное.
«В конце XVIII века почти по всей Германии (1) крепостничество еще не было полностью уничтожено, и в большинстве случаев народ оставался прикрепленным к земле. Почти все солдаты армий Фридриха II и Марии-Терезии были настоящими крепостными.

В большинстве немецких государств в 1788 году крестьянин не мог оставить господское поместье, а если он его и покидал, то подлежал повсеместному преследованию и возвращению обратно силой. Крестьянин здесь подчинен суду господина, следящего за его частной жизнью, наказывающего за невоздержанность и леность. Крестьянин был не в праве ни возвыситься в своем положении, ни изменить рода занятий, ни жениться без согласия господина. Лучшие молодые годы отдавались дворовой службе. Барщина существует во всей своей полноте и в некоторых районах отнимает до трех дней в неделю. Крестьяне ремонтировали и поддерживали порядок в господских сооружениях, доставляли па рынок продукцию хозяйства, возили своего хозяина и исполняли его поручения. Тем не менее крепостной может стать собственником, но его право собственности всегда будет очень несовершенным. Он будет обязан обрабатывать свой надел определенным образом и под надзором сеньора; он не может ни продать, ни заложить надел по своему усмотрению. Его то заставляют продавать получаемые со своей земли продукты, то, напротив, запрещают их продавать, но крестьянин был обязан заниматься обработкой своего клочка земли, он даже не мог передать свою землю по наследству детям - обычно часть ее удерживалась сеньором. (< стр.25)

Я обнаружил упомянутые уложения не в древних законах - я сталкивался с ними повсюду, вплоть до кодекса, подготовленного Фридрихом Великим и опубликованным его преемником в самый момент начала французской революции»

Алексис де Токвиль «Старый порядок и революция» кн.2, гл1.

В германских государствах крепостное право было отменно преимущественно под давлением победоносного Наполеона, и то не везде. Австрия окончательно отменила крепостное право в 1811 году. А в Саксонии крепостное право продержалось до 1832 года, в Дании до 1850 года.

Справедливость требует признать, что Российская империя обращалась с русским мужиком гуманно и дальновидно. Крепостное право было отменено расчетливо вовремя, лет за 20 до грядущего аграрного перенаселения. Русские крестьяне получили от помещиков землю, дело в Европе невиданное! Сравните с реформами в РФ 1991-93 гг., много ль советский мужик получил на свой ваучер от коммунисткой номенклатуры? То-то же.

Заодно коснёмся и вопроса телесных наказаний. Царизм мужика порол-с. Было дело. Варварство? Если угодно. Однако какую систему наказаний вы имеете предложить? Когда в России во второй половине 19 века начались либеральные реформы, то телесные наказания оставили вынуждено. Сажать крестьян за небольшие проступки в тюрьму, даже ненадолго, штрафовать? Это приводит к разорению крестьянского хозяйства, т.е. фактически более жестокому наказанию. Проблема была в том, что порка розгами была единственная сравнительно эффективная и относительно гуманная мера дисциплинарного воздействия на крестьян. И широко применялась самим крестьянским обществом.

В России применение телесных наказаний постепенно сужалось, и они были полностью отменены в 1904 году.

Для сравнения. В Великобритании телесные наказания в государственных школах были с трудом отменены в 1987 году. В частных школах в 2003 (не во всех). Причём телесные наказания разрешены в мусульманских школах Соединенного Королевства.
«Именно через старшеклассников публичная [частная] школа преподает новичку самый первый и самый суровый урок: необходимость беспрекословно подчиняться всякому, кто по школьной субординации стоит хотя бы на ступеньку выше. Трудно представить себе то огромное и безжалостное воздействие, которое, подобно нажиму валков прокатного стана, оказывается здесь на характер подростка. Все, что не совпадает с общепринятыми взглядами, безжалостно подавляется. Своими неписаными законами и обычаями английская публичная школа многим напоминает бурсу. Идею субординации новичкам прививают не нравоучениями, а унизительными обычаями, наряду с которыми существует вполне официальная система телесных наказаний.

Да, в той самой стране, где так любят говорить об уважении человеческого достоинства, телесные наказания школьников отнюдь не ушли в прошлое вместе со средневековьем или даже временами Диккенса. Розга доныне остается здесь узаконенным средством, чтобы сначала учить воспитанника безропотно подчиняться, а потом, когда он сам станет старшеклассником, учить его умению повелевать.

Шестой, то сеть выпускной, класс, в котором воспитанники обычно учатся два года, это как бы унтер-офицерский костяк школы. Эти подростки отвечают за порядок в классах, на спортивных площадках, в спальнях. Они вправе применять к младшим дисциплинарные наказания и поощрения.

Система воспитания, сложившаяся в публичных школах, требует изоляции подростка не только от семьи, но и от внешнего мира вообще. Считается, что лишь совместная жизнь в стенах интерната может привести к тому тесному контакту и глубокому знанию друг друга, при которых эффективно прививаются и качества подчиненных и качества руководителей. Этот замкнутый мир накладывает на молодежь столь глубокий отпечаток, что в выпускниках определенных публичных школ нередко можно распознать определенные человеческие типы».

Зарисовки из жизни и традиций элиты элит частных учебных заведений Британии – Итона.
«старшие ученики могли официально бить младших. Естественно, санкционированными порками дело не обходилось, имела место и дедовщина»

«… имела место быть квази-феодальная система, так называемый fagging. Ученик из младших классов поступал в услужение к старшекласснику — приносил ему завтрак и чай, зажигал камин и, если потребуется, мог сбегать в табачную лавку, хотя такие эскапады карались суровой поркой. В идеале эти отношения напоминали связь сеньора и вассала. В обмен на услуги, старшеклассник должен был защищать своего подчиненного. Но детскую жестокость никто не отменял, так что старшие ученики очень часто вымещали свои обиды на младших. Тем более, что обид накапливалось не мало. Жизнь в Итоне была не сахар даже для старшеклассников. Подвергнуться порки могли и 18ти — 20летние юноши, фактически, молодые мужчины, завтрашние выпускники. Для них наказание было особенно унизительным, учитывая его публичный характер.

Как же проходили телесные наказания в Итоне? Если учитель жаловался на одного из учеников директору колледжа или заведующему Младшим Отделением, - в зависимости от отделения ученика, - имя провинившегося вносили в особый список. В назначенный час ученика вызывали для порки. В каждом отделении была колода для порки (среди учеников считалось особы шиком украсть ее, а так же розги, и спрятать где-нибудь). Несчастный становился на колени возле колоды и перегибался через нее. Секли в Итоне всегда по обнаженным ягодицам, так что штаны тоже приходилось снимать. Возле наказуемого становились двое учеников, которые заворачивали ему рубашку вверх и удерживали его во время порки. Иными словами, наказания в Итоне были ритуализированные, что заводило мазохистов вроде Суинберна как валерьянка кошку.

Что касается итонских розог, то они вселяли страх в ученические сердца. Напоминали они метелку с ручкой длиною в метр и пучком толстых прутьев на конце. Заготавливал розги директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую дюжину. Иногда ему приходилось пополнять запас в течение дня. Сколько деревьев на это изводили, страшно и подумать. За обычные провинности, ученик получал 6 ударов, за более серьезные проступки их число возрастало. В зависимости от силы удара, на коже могла выступать кровь, а следы от порки не проходили неделями. Розга была символом Итона, но в 1911 году директор Литтелтон совершил святотатство — упразднил розгу в Старшем Отделении, заменив ее тростью. Бывшие ученики Итона пришли в ужас и наперебой уверяли, что теперь образование пойдет псу под хвост. Родную школу без розог они просто не могли вообразить!»

«Экзекуции в Старшем Отделении проводились в кабинете директора, так же известного как библиотека. Впрочем, как в Младшем, так и в Старшем Отделении, экзекуции были публичными. Любой из учеников мог на них присутствовать. В этом, собственно, и заключался эффект порки — чтобы одним махом напугать как можно больше народа. Другое дело, что зачастую итонцы приходили на порки как на шоу, скорее злорадствовать чем на ус мотать. Впрочем, ученики, которых никогда не секли дома, приходили в шок от такого зрелища. Но и они вскоре привыкали. Судя по воспоминаниям выпускников, со временем они переставали бояться или даже стыдиться порки. Выдержать ее без криков было своего рода бравадой».

«Телесные наказания в английских государственных школах, а так же в частных школах, получающих государственные субсидии, запретили в 1987 году. В оставшихся частных школах телесные наказания отменили еще позже — в 1999м году в Англии и Уэльсе, в 2000м году — в Шотландии, и в 2003м — в Северной Ирландии. В некоторых штатах США телесные наказания в школах разрешены до сих пор».

Запрещали телесные наказания в британских школах, запрещали, но так и недозапретили.
«Сечение использовалось в различных школах Великобритании прежде, чем это наконец было запрещено в государственных школах перевесом в один голос при голосовании в парламенте в 1987 году. Запрет, правда, не включал общественные школы, но многие из них решили прекратить сечение вскоре сами. Множество смешанных школ и почти все школы для девушек освободили последних от розог и любого телесного наказания. Некоторые школы продолжали использовать только кожаные шлепалки для девочек. И только всего не более десяти школ продолжали применять розги к девушкам. Розгой ударялись ладони рук или ягодицы.

«The Rodney» — это общеобразовательная школа-интернат в Ноттингемпшире, Англия. Здесь имела место последняя публичная сцена сечения школьниц, поскольку это заведение продолжало использование розги и после общего запрета. В 1998 году директор школы высек несколько мальчиков, а принципал миссис Джоан Томас секла девушек. В марте 1991 года пять 11-12 летних девчонок были пойманы в то время, как ночью крались в общежитие мальчиков. Родители девочек подтвердили свое согласие выбрать для них розги в качестве наказания. Миссис Томас связывала руки девушкам и секла по нижнему месту. Зачинщица получила более серьезное наказание — ей было дано 7 ударов вместо 5, как у других.

В 1984 воскресная газета «Таймс» опубликовала статью про трех школьниц, которым было дано по восемь ударов розги от их хэдмистрессы при поднятых юбках. Когда девушкам возрастом в двенадцать лет было предложено выбрать между исключением из школы и розгой, все три выбрали розгу.

В 1986 году газета «Телеграф» сообщила о четырнадцатилетней девушке в норвичской грамматической школе девушек, которой дали три удара розгой за то, что она хрустела чипсами на уроке. В сообщении о высеченной девушке, Линни Симмонс, было сказано, что перед ее раздеванием и наклоном для сечения приговоренную осматривал доктор.

В 1990 году было возбуждено судебное дело против Николсона, который особенно пристрастно 9 лет (с 1979-го по 1988-й) сек Элизабет Бондари и двух ее братьев в школа-интернате Морландс. Элизабет упомянула, что «розга в эти годы все еще использовалась для девушек, а также и для мальчиков, без их согласия». Учитель был оправдан, так как брат Элизабет, Ховард, показал: «Благодаря наказаниям мы научились поведению, вежливости, дисциплине. Нас не били ни за что».

«… педагогическая общественность Британии противилась отмене физического наказания в школах страны, так что Национальная ассоциация учителей намеревалась даже оспаривать решение министерства образования в судебном порядке. Многие директора школ считали и по сей день считают, что дисциплина в учебных заведениях заметно ухудшилась именно после того, как наказания были отменены. Опрос общественного мнения образца 2000 года показал, что за возврат телесных наказаний в школах выступили 51 процент опрошенных граждан Альбиона».

«Согласно текущему законодательству учитель вправе осуществлять "разумное наказание", к примеру, шлепок – так, чтобы не оставалось синяков».

Похоже, что упразднить порку школьников в Англии дело нереальное. Для джентльмена телесные наказания, что намаз для правоверного.
ЛОНДОН, 30 марта 2010 - РИА Новости, Александр Смотров. «Британское правительство намерено ликвидировать последнюю законодательную лазейку, которая позволяла педагогам применять телесные наказания в отношении школьников, объявил во вторник британский министр по делам детей, школ и семьи Эд Боллс.

Великобритания в течение нескольких веков практиковала известные на весь мир телесные наказания в школах. Однако после многочисленных жалоб родителей, в том числе и Европейский суд по правам человека, за последние 25 лет власти приняли ряд законов, которые лишили учителей возможности применять подобные методы воздействия на детей сначала в государственных, а затем и в частных школах.

Тем не менее до недавнего времени в законодательстве оставалась возможность использовать телесные наказания в образовательных учреждениях неполного дня. Однако по рекомендации советника британского правительства по вопросам безопасности и благосостояния детей было решено принять соответствующие поправки в закон.

"Я считаю это разумным и пропорциональным шагом", - отметил Боллс.

При этом он добавил, что родителям по-прежнему будет позволено применять к собственным детям легкие телесные наказания, например, шлепки, которые служат воспитательным целям и не причиняют детям физических травм и повреждений.

Вступивший в силу в 2005 году "Закон о детях" допускает легкие наказания, например, родители могли шлепнуть непослушного ребенка, одернуть его или "наградить" подзатыльником. А уголовно наказуемыми преступлениями стали считаться лишь те наказания, которые "вызывают синяки, покраснение кожи и психологический ущерб".

"Правительство не потакает наказаниям, но мы и не хотим криминализировать родителей, которые считают нужным дисциплинировать своих детей легким шлепком. Мы знаем, что большинство родителей согласны с таким взглядом", - подчеркнул министр».

Легче мусульманам запретить многоженство, чем отучить просвещенных мореплавателей пороть детей.
ЛОНДОН, 5 апреля 2010. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Хаботин/. Британские учителя в праве и должны "применять силу" в отношении недисциплинированных учеников, допускающих грубые нарушения школьной дисциплины. Об этом говорится в опубликованном сегодня новом правительственном руководстве для школьных преподавателей Великобритании.

Представивший эти инструкции министр по делам детей, школ и семьи Великобритании Эд Боллз заявил, что идея о проведении школами политики "никакого физического контакта" является лишь мифом. По его словам, учителя могут осуществлять "физическое вмешательство", если необходимо разнять дерущихся школьников, выдворить из класса нарушителей дисциплины, отказывающихся покинуть помещение, остановить нанесение ущерба школьному имуществу и в ряде других случаев, когда одних лишь словесных внушений недостаточно для наведения порядка на территории школы.

"Учителя имеют полномочия, необходимые им для противодействия плохому поведению учащихся, но мне известно, что многие из них опасаются судебного преследования в случае, если они насильственно выдворят неуправляемого ученика, - сказал Боллз, выступая на проходящей в Бирмингеме ежегодной конференции британских школьных преподавателей. - Новое руководство направлено на то, чтобы положить конец этим опасениям учителей, удерживающим их от использования своих полномочий, когда это необходимо. Миф о том, что школы должны проводить политику "никакого физического контакта", что учителя не в праве предпринимать мер для защиты себя и других, будет развеян с помощью этого нового руководства, в котором четко говорится о том, что в некоторых ситуациях учителя имеют полномочия и правовую защиту для применения силы".

Как нетрудно догадаться, через инструкцию создана ещё одна лазейка протащить, а точнее сохранить, розги в британской школе. Отправляющим своих чад в элитные английские колледжи представителям российской олигархии прозрачно намекают, что там их детей имеют право… пороть. Таковы незыблемые английские правила и традиции.

Зачем я так подробно коснулся это темы. Нередко корни нынешнего угнетенного положения русского народа ищут в истории России. Это ложный путь, в русской истории и в русском национальном характере нет никакой предрасположенности к рабству и дикости. Наша проблема в том, что в 1917 русских загнали в концлагерь и с тех пор в заведении лишь меняют режимы, в целях сохранить суть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 333 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →