Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Мир аватаров

Посмотрел модный блокбастер «Аватар» и сейчас расскажу, что обо всём этом думаю. Морально приготовились? Поехали.

Смотрел фильм в стереоскопическом варианте через очки, ныне у нас это модно именовать форматом 3D. Честно сказать, не испытал культурный шок первых зрителей братьев Люмьер. И те, кто видел фильм в обычном формате, потеряли меньше, чем принято считать. Вообще фильм не оправдал моих ожиданий по части технического искусства. Не плох, но высоких запросов, ожидания совершенства не оправдывает.

До и после просмотра «Аватара» я прочел некоторое количество рецензий на фильм. Сравнивал с ними свои впечатления. И далее буду неявно полемизировать с мнениями и суждениями о фильме, высказанными в виденных мною отзывах. Сначала о технических деталях зрелища.

Во-первых, экрану в 3D кинотеатре явно не хватает яркости, вероятно, проекторы слабоваты. Похоже, это общий недостаток существующей технологии.

Во-вторых, удивительный мир фантастической планеты Пандоры не шокирует, напоминает традиционную киносказку. Причем фэнтези напоминает преимущественно детское. Сказочные джунгли выполнены в стилистике рождественской витрины, повсюду украшенной прихотливыми ёлочными игрушками и разноцветными, переливающимися по всему спектру гирляндами. В целом, пейзажи и зверюшки Пандоры стандартны для жанра фэнтези, выделяются лишь тем, что исполнены масштабно на высоком техническом уровне современных компьютерных технологий.

В-третьих, достигнутый в «Аватаре» технический прорыв сильно преувеличен некоторыми восторженными рецензентами. Технический уровень зрелища высокий, но не прорывной в художественном отношении. Декорации выполнены несколько наивно. Допустим, великолепно изображенное изумительно прозрачное и блестящее стекло кабины какого-нибудь летательного аппарата нарочито украшает птичий помёт.

Фильм тянется почти три часа, однако смотримся довольно легко. Не успевает сильно прискучить. Хотя сюжет примитивен, характеры героев просты и прямолинейны. По сути «Аватар» антитеза «Звёздному десанту». В «Звёздном десанте» на непонятно кому и для чего нужной планете героические землянские десантники сражаются с озверелыми ордами гигантских насекомых. И после многих жестоких битв берут в плен их верховного паука отвратительной наружности. Книгу я не читал, а из фильма так и не понял, чем землянам мешали насекомые на их планете. Вроде бы, не имеющие космических технологий насекомые не понятно каким образом и с какой радости обстреливали Землю астероидами. Насекомые, конечно, что возьмёшь. Но, похоже, предлог к войне был создан землянами искусственно.

В «Аватаре» примерно та же ситуация. Некая земная корпорация собирается добывать на планете Пандора баснословно ценный минерал. Есть производственная необходимость подвинуть с месторождений первобытных туземцев. Туземцы на вид отнюдь не отвратительные насекомые, а даже напротив – стройные, грациозные человекообразные существа политкорректного голубого цвета с элегантными хвостами. Дикие, но симпатичные.



«Аватар» по стилю и драматургии близок хорошей компьютерной игре, квесту с элементами стрелялки. Разработанных характеров и мучительно противоречивых ситуаций там нет, и поэтому нет смысла искать в фильме глубокую философию. Тем не менее сюжет, а особенно заложенная в сюжете идеологическая посылка представляют интерес.

Главный герой простоватый капрал Джейк Салли, передвигается в инвалидной коляске. Недалёкий, но добрый малый. Он получил задание принять вид туземца, их называют нави, и в таком виде сопровождать в пандорские джунгли исследователей (которые тоже принимаю вид этих самых навий).



Руководит исследующими пандорскую флору и фауну учёными крутая дама по имени Грейс. Её в отзывах нередко обзывают стервой, но это несправедливо. Грейс олицетворяет американскую либералку, стремящуюся проникнуть в богатый духовный мир туземцев, защитить их мир от грубых военных и корыстных корпораций. Не лишне заметить, что американская политико-идеологическая система координат не соответствует европейской, и американские «либералы» скорее аналог европейских социалистов.



Транскосмические корпорации представляет эффективный менеджер. Ничего особенно инфернального в нём нет. Учитывая характер его работы, вменяемый, терпеливый и, пожалуй, добрый малый.



От военных полковник Кворитч. Слуга царю, отец солдатам. Ничего плохого о нём сказать нельзя. В фильме его пытаются представить каким-то циничным варваром, однако в ответ на подобные сентенции хочется пожать плечами и привести слова какого-то из американских генералов, что работа военных заключается в том, чтобы ломать вещи и убивать. Чем по ходу фильма Кворитч добросовестно и занят. При всём желании его нельзя обвинить в военных преступлениях.



Говорят, что Кворитч бездушно отнёсся к главному герою. Из фильма это никак не следует. Кворитча до глубины души возмутила гнусная измена главного героя капрала и он стремился уничтожить перешедшего на строну врагов предателя. В этом полковника трудно упрекнуть.

Главный герой капрал Джейк Салли, приняв облик нави, поначалу успешно выполнял шпионскую миссию, добыл ценные сведения о потенциальном противнике.



Но затем вместе с учеными перешёл в оппозицию к политике корпорации. Они во главе с Грейс составили заговор, перевербовали работавшую с ними военную лётчицу, захватили вертолёт, перебежали на сторону нави. И помогли туземцам нанести поражение экспедиционному корпусу землян.



Многие рецензенты, отвлекшись на похождения морально не стойкого капрала Джейк Салли, упустили из виду, что вдохновителем мятежа нави и настоящим организатором заговора является Грейс. В отличие от соблазнённого первобытной романтикой простоватого морпеха она действует вполне сознательно, по идейным соображениям, целенаправленно.



Фактически Грейс возглавляет земную разведку на Пандоре. Полковник Кворитч пытается использовать капрала Салли как своего агента, чтобы получить независимый от Грейс канал информации о туземцах и планете. Однако Грейс успешно перевербовала Салли и направляла его деятельность двойного агента – военных и ученых.



В изменническом поступке капрала – не то, что он изменил армии с Грейс, а то, что воевал против землян на стороне нави – пытаются отыскать какие-то поучительные мотивы, моральное урок. Но поскольку все персонажи схематичны, конфликты и характеры не отличаются глубиной, то не вижу смысла всерьёз обсуждать вопрос, позволительно ли изменять Родине с инопланетянкой. Интереснее исследовать логику фильма, т.е логику агитки и проследить кого и на что фильм агитирует.

Между прочим, в увиденной мною версии фильма Кворитч бросает Салли в лицо обвинение в «измене Родине». Более логично было бы говорить об измене расе и многие рецензенты говорят об «измене расе». Любопытно, какой вариант правильный, т.е. соответствует оригиналу.

Часть рецензентов отметила вопиющие технические несообразности. Осёдланные нави птеродактили хватают задними лапами вертолёты «небесных людей» (так нави прозвали человеков) и разбивают их о скалы. Копья нави протыкают бронестекло кабин. Вооружение бороздящих космос земля какое-то отсталое, явно слабовато. Это всё верно, я тоже считаю, что ядерная бомбардировка Пандоры сильно украсила бы фильм.

Однако надо быть справедливым, в упомянутом классическом «Звёздном десанте» та же петрушка, космические войска сражаются с гигантскими насекомыми чуть ли не в рукопашную. А что делать, такова условность жанра. Залить планету напалмом, выпустить боевые роботы, распылить вирусы, и фильм будет снимать не о чем. Этот реализм фатально не киногеничен, по крайне мере, в рамках выбранного жанра.



Кстати сказать, земляне идут в атаку под «Полёт валькирий», явная отсылка к «Апокалипсису». Стремление максимально упростить агитационную идею чрезмерно опошлило фильм, атака нави под «Полёт валькирий» выглядела бы куда эффектнее.



Кроме того, в «Аватаре» подыгрывают не одним туземцам, но и земным колонизаторам-глобалистам (под которыми однозначно узнаются американцы). Земная военщина не творит на Пандоре лютых зверств, не жжёт селения напалмом, не обращает туземцев в рабство, не пытает и не казнит пандорских террористов. С мольбой к Эйве осиротевшие детишки нави не смотрят глазами полными слёз на зрителей, не тянут к ним худые ручонки. Невинных пандорских младенцев не поддевают на штык-нож земные каратели. Ничего подобного и близко не наблюдается. Небесные люди уничтожают мешающее им одно другое гигантское дерево, по-возможности избегая жертв среди местного населения. Ну, пока дело не доходит до прямых нападений со стороны туземцев. Но в любом случае и речи не идёт о каком-либо геноциде нави. По фильму война нави против людей результат управленческой ошибки, явившиеся следствием отсутствия взаимопонимания с инопланетянами.

Перейдём к анализу идеологических установок фильма. На первый взгляд, мораль фильма очевидна: нельзя обижать дикарей, они хорошие и живут в гармонии с природой, а корпорации бездушные. Идея не сказать новая, разрабатывалась ещё в эпоху Просвещения, когда, собственно, и была придумана концепция Благородного Дикаря. Трехвековой опыт неопровержимо доказал, что злобного, тупого и дикарского в первобытной жизни чуть менее чем всё, а чего-нибудь реально благородного сыскать мудрено. Тем не менее красивая идея благородного дикаря до сих пор популярна в литературе и кино.

Фильм обвиняют в пропаганде измены воинскому долгу и предательства. Формально так и есть, моральные оправдания перебежать на строну нави и воевать против людей у капрала Салли шатки. Однако следует учесть, что убедительность призыва к солдатам Земли вступать в сношения с элегантными голубыми дикарками и по этому случаю пренебрегать воинским долгом, сильно преувеличена. Прецедент измены Салли нехороший, но фильм подчеркивает его практическую уникальность.



Встретил в одной рецензии отсылку к любимым советским фильмам с Гойко Митичем, в своё время ярко воплотившем образ героического индейца, борца против американского капитализма. Действительно, концепция «Аватара» близка идеям борьбы индейских рабочих классов против вероломных бледнолицых эксплуататоров. Однако имеется и одно важное отличие, которого мы коснемся позднее.

Пора сказать, что не следует преувеличивать деморализующий эффект для американского общества проповедей пацифизма и толерантности. Прагматичные американцы нашли полезное применение и пацифистам. В «Южном парке» – наиболее острая и умная идеологическая полемика на Западе ушла в мультипликацию – есть серия, посвященная противостоянию патриотов и пацифистов. Горожане жёстко делятся на сторонников войны в Ираке и противников. У них там доходит до всеобщего мордобоя. А заключительная мораль выводится такая: и патриоты, и пацифисты нужны Америке. Патриоты защищают США от врагов, и пацифисты тоже полезны, их существование понижает градус антиамериканской ненависти в мире.

* * *


Мне показалось, что никто из рецензентов не обратил внимания на другого, кроме западных людей, адресата проповедей «Аватара». Кого? Да как кого, дикарей-с.

Если в индейских фильмах с Гойко Митичем индейцы нуждаются в оружии белого человека, в совершенстве овладевают огнестрельным «винчестером» и так наносят поражение колонизаторам, то в «Аватаре» нави крушат военные силы землян по преимуществу первобытными средствами. Обращенный к дикарям пафос «Аватара» сводится к тому, что нави не надо ничего от Небесных Людей, ни пулемётов, ни вертолётов, ни математики. Эти шайтанские безделушки белые люди завели от бездуховности и бездарности, а неодолимая сила дикаря в его близости к природе, неколебимой верности обычаям предков. В дикаре уже и так всё прекрасно, а особенно хвост.



И в человеческой истории дикари не раз выходили против ружей белого человека с копьями и ножами, истово верили, что их сила в оригинальной культуре. Упорные упражнения в древней духовности предков сделают их неуязвимыми для пуль белых демонов. Сами понимаете, чем это всегда кончалось.



А если знать, что древние азиатские истории и культуры создали те самые белые шайтаны, то картина и вовсе открывается эпическая. Китайцы и по сию пору всерьёз снимают красочные фильмы, как после упорных физкультурных упражнений и медиатций их древние герои бегают по воде, летают по небу и мечом крушат любых врагов тысячами.

В индуизме аватара есть воплощение божества в земной образ. В фильме земные шпионы принимают образ туземцев нави. Сюжет фильма зауряден, и отцы иезуиты, и Лоуренс Аравийский были подобными аватарами, успешно возглавлявшими дикарей.



И если предположить, что действующая на Пандоре корпорация американская, а учёные, допустим, от англичан (между прочим, фильм совместного американо-английского производства), то интрига и смысл инспирации мятежа нави оказываются вполне понятными.

Но, даже отбросив политические интриги и использование дикарей против конкурентов, с точки зрения корпорации агенты Грейс и Салли провели успешную операцию. Салли возглавил племена нави (должно быть капрала выбрали им в вожди как наиболее близкого дикарям по ментальности), а матерый агент Грейс сумела внедриться в Эйву (некий биологический сетевой мозг, контролирующий планету). Гибель героев маловероятна, раз земляне умеют синтезировать тела нави и переносить в них сознание, то человека клонируют и тем более.



Таким образом, «Аватара» идеологическая антитеза «Звёздному десанту».
«В 1959 году Роберт Хайнлайн в своем научно-фантастическом романе "Космический десант" предположил, что в будущем человечеством будут управлять военные. Этот роман экранизировал с большим успехом режиссер Пол Верховен. Ориентируясь на роман Хайнлайна, Верховен создал собственную киноутопию. Сконструированное им общество подчинено сильному государству с одной самой главной целью - вести войну за выживание с инопланетными гигантскими разумными насекомыми, бомбардирующими Землю астероидами. Многочисленные герои фильма ведут битвы в далеких мирах со страшными огромными насекомыми и отдают свои жизни за выживание человечества...»








В «Аватаре» правят не военные, но спецслужбы. Поменялись акценты в работе с дикарским контингентом, прямая военная сила второстепенный фактор, главное – агентурная работа.

А у спецслужб свои методы, своя этика. Разгром отряда полковника Кворитча послужил прикрытием для внедрения на Пандору агентов Салли и Грейс. Видимо, Корпорация сочла этот путь более эффективным. Надо ожидать, Салли и Грейс сумеют наладить снабжение Земли ценным минералом, по воле Эйвы нави будут с энтузиазмом вкалывать на рудниках.

История эта нам хорошо знакома и понятна. В России до сих пор бурно дискутируют, чьими аватарами были Ленин и Сталин.

Как видите, под правильным углом зрения фильм «Аватар» ценное пособие по агентурной работе с любыми дикарями.

P.S.

А вот и первые пародии на «Аватар». Он как создан для пародий.
Трехмерные пейзажи ПАНДОРЫ, на фоне которых ДЖЕЙК САЛЛИ в образе КРАКОЗЯБРА только что мужественно отбивался от агрессивных РОГОНОСЦЕВ, СЛОНОПОТАМОВ и прочих образчиков ИНОПЛАНЕТНОЙ ФАУНЫ.

ДЖЕЙК САЛЛИ, отдуваясь: Ешкин пень! Меня чуть не убили в первой трети фильма! По-вашему, это недостаточно НЕПРЕДСКАЗУЕМО?

ИНОПЛАНЕТНАЯ ФАУНА: Гав-гав! (атакует ДЖЕЙКА широким фронтом, рвёт на ём штаны. Из кустов за этим непотребством скептически наблюдает очаровательная синяя КРАКОЗЯБРА в символическом бикини).

КРАКОЗЯБРА, певуче: И тут я как бы ВНЕЗАПНО выхожу и всех спасаю. (разгоняет ФАУНУ черенком от лопаты)

ДЖЕЙК САЛЛИ, ошарашенно: Ты говоришь по-английски?

КРАКОЗЯБРА: А ты как думал? Это же СКАЗКА! (уводит ДЖЕЙКА в кусты навстречу новой жизни)

ДЖЕЙМС КЭМЕРОН: На самом деле, мы просто задолбались делать подстрочники.


ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, символизируя звериный оскал капитализма: А я вам в сто пятнадцатый раз объясняю, их дурацкое стойбище находится на ближайшем к нашему забору месторождении ХРЕНИУМА.

СИГУРНИ УИВЕР, злобно: Да на кой он вам сдался, этот ХРЕНИУМ?

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, почесывая спину клюшкой для офисного гольфа: А черт его знает, но по сценарию десять грамм этой штуки стоят как весь ваш гребанный НИИ (демонстрирует СИГУРНИ побитый молью кусок люминия в вакууме).

СИГУРНИ УИВЕР, патетически: Ну почему, почему вы не хотите добывать ваш ХРЕНИУМ в другом месте?

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР, зевая: Потому что тогда ваш институт останется без работы и потому что нам лень.

ЗРИТЕЛЬ, жуя капиталистический попкорн: От сволочи.


ДЖЕЙК САЛЛИ, веб-камере: Дорогой дневник, сегодня летал на КЛЮВОРЫЛЕ. Я прокачанный эльф восемьдесят восьмого уровня, ура! Пиво, джинсы, бесплатная медицина и обязательное среднее образование сосут петушки. (выключает веб-камеру, шустро ретируется в кювез).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →