Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Categories:

Литературная секция чекизма

Вчера по ТВ случайно посмотрел документальный фильм, посвященный памяти Василия Аксенова. Выступали его друзья и соратники шестидесятники, вспоминали славные вехи.

На мой взгляд, Аксёнов писатель актуальный, но не интересный. Последнее, что страна широко прочла у Аксёнова, это «Остров Крым». Роман этот в Перестройку распечатали миллионными тиражами в журнале «Юность». В своё время пробовал и я читать Аксёнова, тоска смертная. Слог газетный, мыслишки куцые. Типовая советская публицистика, пытающаяся имитировать беллетристику.

Впрочем, популярность Аксёнова как писателя в конце 50-х и в 60-е я понимаю. Только что советские товарищи перестали размахивать с трибун обглоданными человечьими костями, населению, людям дали каплю свободно вздохнуть. В этом постгулаговском пейзаже Аксёнов казался оригинальным, и какое-то время был действительно востребованным читающей публикой автором. К тому же он умел скандалами подогревать интерес к себе и своим писаниям.

На этом художественную часть позвольте закончить. Творческое наследие писателя Аксёнова представляет интерес преимущественно для литературоведов. А вот его общественная деятельность действительно замечательная. Коснусь лишь того, о чём говорили друзья Аксенова в фильме.

Мельком как о малозначащей детали упомянули, что Аксенов происходит из еврейской семьи крупных партийных работников.
«Отец – Аксёнов Павел Васильевич (1899 -1991), председатель казанского горсовета, член бюро Татарского обкома партии. В 1956 году П.В.Аксёнов был реабилитирован. Награждён орденом Ленина.

Мать – Гинзбург Евгения Семеновна (1904-1977), преподаватель Казанского Педагогического института, заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария"».

Награждён орденом Ленина отец Аксёнова уже после реабилитации, что мне кажется весьма интересным обстоятельством. Однако шестидесятникам более важным считают тот факт, что Хрущёв публично орал на Аксёнова во время знаменитой встречей с интеллигенцией. Мол, вот как страдали от грубости партийных сатрапов духовные лидеры оттепели.

Правда, через два дня после якобы публичной партийной порки Аксенов убыл… на кинофестиваль в Аргентину, сопровождать на фильм по своему сценарию. И рассказывают, будто бы некто из ЦК позвонил жене Аксенова, грубо потребовал опального писателя к телефону, и узнав, что тот в Аргентине, дико орал, …КТО ПОЗВОЛИЛ!!! А действительно, КТО?

В действительности обруганные Хрущёвым Вознесенский и Аксенов играли Хрущёву на лапу. От лица как бы молодых и горячих советских коммунистов идеалистов изображали духовную оппозицию сталинизму. Дали возможность Хрущёву публично перед номенклатурой позиционировать себя как хранителя славных традиций большевизма. Таким образом спускалась твёрдая руководящая установка, что несмотря на осуждение пресловутого культа личности, коммунизм продолжается. А ошибки нашей неопытной молодежи поправим. Аксенов с трибуны благодарил Хрущёва за реабилитацию своих родителей, и это, что особо отмечается в фильме, Никите Сергеевичу очень-очень понравилось: «… если пойдете с нами, разовьете свой талант. И вот вам моя рука».

Интересно отметить, что если запись перебранки Вознесенского с Хрущёвым опубликована (якобы чудом отыскалась), то документальной записи выступления Аксёнова перед Хрущёвым до сих пор нет.

По рекомендации Хрущёва попав в советские диссиденты, Вася Аксенов продолжил сытую и весёлую жизнь элитного советского писателя. Васины товарищи по пьянкам-гулянкам отмечают, что денег у него всегда было много. Аксенова везде печатают, московские театры широко ставят его пьесы. В 70-е годы Аксенов с матерью совершают поездку на личном автомобиле в Париж. Отсюда видно, что в родных Органах Вася был на хорошем счету.

По призванию Аксёнов журналист скандальной прессы, и диссидентские перфомансы учинял в соответствующем духе. Так на третье отделение своего официального сорокалетнего юбилея, устроенного через Союз писателей, он пригласил музыкантов играть крамольную рок-оперу «Иисус Христос…». Васины товарищи с теплым юмором вспоминают, как на тот сенсационный концерт явилась толпа московских хиппи.

В 1979 под отеческим надзором компетентных Органов Вася Аксёнов и другие интеллигентские клоуны создают знаменитый «бесцензурный альманах «Метрополь». Предлагают его опубликовать советским издательствам, показывают иностранцам, валяют дурака. Затем Аксенов в знак протеста против исключения двух авторов «Метрополя» из Союза советских писателей сам торжественно выходят из Союза. Теперь писатель готов к следующему заданию Органов.

Чекисты посылают Васю в длительную заграничную командировку, куда Васе не очень-то и хотелось. Друзья с некоторым удивлением отмечают, Аксенов выехал за рубеж с советским паспортом, по официальной версии для чтения лекций в США. Позднее ради приличия его всё-таки лишили советского гражданства.

В конце 80-х Аксёнова торжественно возвращают в СССР, в 90-е усиленно рекламируют. Но книги его не пользуются успехом, властителя дум из Аксенова не получилось. Вот и всё.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →