?

Log in

No account? Create an account
Второе монгольское нашествие на Русь (2) - Пионер.
Январь 29, 2009
05:56 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Второе монгольское нашествие на Русь (2)
* * *




* * *


Так бесславно завершилось вторжение в Россию монголо-калмыцких завоевателей. Однако история калмыков в России после 1771 года не закончилась. Об оставшихся калмыках русская администрация по мере сил заботилась.
«Численность калмыков, оставшихся в пределах России после побега, не превышала 5000 семей или кибиток. Русское правительство, опасаясь вторичного побега, определило, чтобы калмыки кочевали по правой, нагорной стороне Волги и только в случаях крайней необходимости переходили на луговую сторону, да и то не иначе, как с разделением народа на две равные половины. Звание калмыцкого хана было уничтожено; каждый калмыцкий владелец был поставлен в совершенную независимость от других; за владельцами было оставлено только хозяйственное управление улусом и разбор частных дел, судебная же власть сосредоточилась в зарго из народных представителей, контролировавшихся русскими властями. По мысли Екатерины II калмыки постепенно должны были перейти в полное подчинение русскому законодательству.

В 1786 г. астраханский ген.-губернатор П. С. Потемкин признал возможным даже вовсе закрыть зарго, а дела о калмыки передать в уездные суды. При Павле I, однако, владельцу Чучею Тундутову было опять пожаловано звание наместника ханства, снова было открыто зарго, снова калмыки перешли в полное подчинение своим родовым правителям. Калмыцкому народу были пожалованы в вечное владение земли от Царицына по pp. Волге, Сарпе, Салу, Манычу, Куме и взморью. калмыки были изъяты из ведомства губернского начальства и подчинены коллегии иностранных дел. Александр I в первом же году своего царствования учредил должность главного пристава калмыцкого народа "для ходатайства, защиты и лучшего охранения польз народных".

Со смертию Чучея в 1803 г. самостоятельность правления калмыцких предводителей миновала безвозвратно; главный пристав калмыцкого народа был подчинен астраханскому губернатору.

В 1822 г. созван был съезд калмыцких владельцев и лам в урочище Зинзили, на котором составлен был полный свод обычаев калмыцкого народа. Семью существовавшими в то время улусами (т. е. союзами родов) управляли нойоны — родовые вожди, которые получали свою власть в большинстве случаев наследственно, хотя для получения нойонства требовалось еще признание родичей и утверждение со стороны верховного вождя всего калмыцкого народа, носившего звание тайши или (впоследствии) хана. Каждый улус состоял из нескольких родов (оток), которые делились на аймаки, не имвшие определенной численности и распадавшиеся, в свою очередь, на хотоны. Для ближайшего управления аймаками нойны раздавали их обыкновенно своим дальним родственникам или доверенным лицам, которые получали название зайсангов. Нойоны могли не только назначать зайсангов, но и отнимать у провинившегося зайсанга аймак; тем не менее, в силу укоренившегося обычая наследственности зайсангского звания из этих правителей образовалось особое сословие зайсангов. За ними следовали простолюдины, чернь (хара кюн); они сообща, поулусно обязаны были отправлять ратную повинность, платить дань и другие сборы на содержание нойона и зайсангов. Из общего улусного строя выделялось духовенство (ламы), свободное от податей и имевшее для своего содержания особую челядь, "шабинеров", или ламинских людей. Шабинеры также разделялись на аймаки, но стояли вне общей организации родовых союзов, составляясь из людей различных родов, переданных родоправителями хурулам (монастырям) и ламам».

Ниже рассказ о жизни калмыков. Изучив подробности калмыцкого быта 19 века можно составить адекватное представление о жизни монголов в родных степях и в предыдущие века.
«Все калмыки вели жизнь исключительно кочевую. Малая производительность почвы, недостаток мест, удобных не только для земледелия, но даже и для постоянных пастбищ, отсутствие проточных вод и вообще хорошей системы водоснабжения делали невозможною жизнь оседлую. Степь свою калмыки признавали общим владением улусов, не установив ни определенных границ между улусами, ни определенных пространств для кочевки улусных родов. Эта система землевладения была как нельзя лучше приноровлена к условиям большого скотоводства, которое могло идти успешно лишь при обширности и разнообразии кочевых урочищ. Кочевки шли по определенным степным "путям" и "полосам", направление которых для каждого рода было освящено временем и народным обычаем. Территориальный размер или "размах" кочевки определялся, с одной стороны, физическими условиями степи, с другой — количеством стад: чем больше скотовод имел скота и на степи было менее подножного корма, тем шире был его кочевой размах. Направление путей регулировалось колодцами, периодически же кочевки распределялись по временам года: весенние — в первых числах февраля, летние — в начале мая, осенние — в течение августа и зимняя — в ноябре».

«Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком — воткнутой вблизи княжеской ставки пикой. Каждый калмыки обязан был кочевать с своим родом; отдаляться от родового пути или кочевать "кривыми" путями строго воспрещалось. Источником благосостояния калмыки был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в "байгуша", или "убогого". Эти "убогие" снискивали себе пропитание, нанимаясь с дозволения владельца на работы, главным образом на рыболовных ватагах по р. Волге. Средину между "байгушами" и скотоводами занимали калмыки "сидячие", скотоводство которых было так невелико, что они не нуждались в больших перекочевках и потому "отставали" в кочевых путях. Пропитание байгушей и предоставление им, а равно и "сидячим" калмыки, средств и возможности снова войти в состав родов — все это составляло одну из характерных общественных повинностей родовых союзов. Степное хозяйство калмыки в смысле содержания и размножения стад велось крайне рутинно, без всяких улучшений».

«Единственную заботу калмыка всегда составляла охрана стад от расхищения; по этому вопросу у них было выработано множество обычно-правовых норм. Для удостоверения принадлежности скота известному хозяину употреблялись особые знаки — тамги. Это не спасало калмыки ни от единичных случаев воровства, ни от "отгона" целых табунов организованными шайками хищников. Торговля калмыков всегда ограничивалась одним лишь сбытом скота заезжим купцам; никогда не бывало примера, чтобы кто-либо из калмык занимался, как купец, постоянной торговлей. Для торговли в кочевья калмыки приезжали "коробейники" из русских, армян и хивинцев. Ближайшее знакомство с бытом калмыков уяснило нашему правительству, что неограниченный произвол владетельных классов был основною причиною всех смут, нестроений и бедствий калмыцкой жизни. Для водворения порядка и спокойствия среди калмыков в 1827 г. был откомандирован в Астрахань сенатор Энгель».

«Результатом его ревизии явилось положение об управлении калмыцким народом, 1834 г. Этим положением было признано старое деление калмыков на улусы, но для каждого из них были установлены территориальные границы, а для общего пользования была оставлена только одна небольшая полоса на юга степи, известная под именем "черновой земли". Для управления улусами были оставлены их родовые правители — нойоны; но те улусы, в которых нойонский род прекратился, переходили в казну и заведовались особыми правителями, назначаемыми на срок, по воле русского начальства. Власть нойонов была сильно ограничена: им воспрещалось дробить улусы между своими сыновьями, они лишались прежнего владения калмыки на основаниях крепостного права и не могли ни продавать, ни закладывать, ни дарить своих податных людей; прежде неограниченные, их поборы были исчислены теперь в 7 р. 14 к. с каждой кибитки. Звание зайсангов как аймачных правителей положением 1834 г. было признано также наследственным и должно было переходить к старшему в роду; остальные родовичи хотя и носили звание зайсангов, но не имели никакого отношения к делу управления. Таким образом возник новый класс людей — "безаймачных" зайсангов, которым присвоялись права личных почетных граждан империи. Сборы с народа в пользу аймачных зайсангов были ограничены 57 коп. с каждой податной кибитки, как в казенных, так и во владельческих улусах. Нойонам и зайсангам предоставлялось исключительно заботиться о хозяйственном состоянии улусов, судебная же часть всецело переходила в суд "зарго". Особенность этого суда, по положению 1834 г., состояла в том, что здесь, помимо депутатов от народа, заседали русские чиновники; проступки калмыков повелевалось судить на основании их древних законоположений, в случае же недостатка и неполноты их — применять к делу законы империи. Управление вверялось в каждом улусе особым чиновникам — улусным попечителям, с одним или несколькими помощниками. Калмыки, кочующие в приморье, составили особое, так называемое мочажное, ведомство; торгующие под Астраханью скотом поставлены под надзор смотрителя калмыки базара (см.)».

«Положение 1834 г. было значительно дополнено и разъяснено в период до конца 1837 г.; когда же в 1838 г. управление калмыками перешло в ведение м-ва государст. имущ., то последнее, собрав и обсудив все эти дополнения, выработало новое положение об управлении калмыцким народом, утвержденное в 1847 г. Приняв в свое ведение калмыков, м-во государств. имуществ поставило своей главной задачей сблизить калмыков с общегосударственным населением империи, а для этого прежде всего приучить их к оседлости. С этою целью в министерстве с первого же года начата была разработка вопроса о заселении дорог, пролегающих через калмыцкую степь, чтобы показать калмыкам живой пример оседлой жизни. Высочайшим повелением 30 декабря 1846 г. в кочевьях калмыками определено было основать 44 станицы, каждую в 50 дворов русских крестьян и в 50 дворов калмыков, с отводом поселенцам земли по 30 дес. на душу; за поселенцами-калмыками, кроме того, сохранялось право на участие в пастьбе скота на общих землях; наконец, каждому калмыку выдавалось еще при поселении по 15 р. Несмотря на такие льготы, калмыки ни на одном из отведенных им участков не поселились, и выстроенные для них дома остались не занятыми: только русские крестьяне быстро заняли лучшие из отведенных мест, и таким образом среди калмыки появилось значительное число русских поселений».

«В 1862 г. предположено было основание новых, небольших калмыцких поселков, тянущихся через всю степь с В. на З. по линии так назыв. Крымского тракта. Колонизация эта была опять неудачна; калмыки не селились вовсе, а крестьяне заняли лишь несколько новых пунктов, ближайших к Ергеням (см. Калмыцкая степь). Предположив после этих опытов, что непосредственный переход от кочевого быта к оседлой жизни в деревнях чересчур труден для калмыки, м-во государст. имуществ решило приучать калмыков к оседлости исподволь, отводя желающим устроить степное хозяйство кочевникам участки земли в определенных размерах: нойонам — по 1500 дес., аймачным зайсангам — по 400 дес., безаймачным — по 200 дес., а простолюдинам — от 20 до 60 дес., смотря по качеству избираемой земли. Эта последняя мера опять-таки не привела к цели, ибо, получив наделы, калмыки и не думали селиться там и обосновывать на них свое степное хозяйство. Основная причина этих неудач заключается отчасти в физических условиях Калмыцкой степи, отчасти в самом степном хозяйстве. калмыки занимаются скотоводством, которое, несмотря на упадок, доныне еще остается настолько значительным, что для калмыка трудна заготовка для скота корма в достаточном количестве. калмыки убеждены, что успехи их скотоводства возможны лишь при обширности и разнообразии кочевых урочищ, т. е. при общинном пользовании всей степью, а потому всякое деление земель на участки они признают невозможным и для них гибельным, хотя бы эти участки были не в 60, а в 600 дес. Для успешного скотоводства нужно разнообразие пастбищ, невозможное при участковом пользовании землею: для верблюда и барана требуется солончак, лошади нужен луг, быку — степное пространство. Более благотворными для жизни калмыки оказались заботы министерства об обводнении и орошении степей, о лесоразведении в степи, об улучшении в степи медицинской части и ветеринарной помощи и, наконец, об устройстве быта калмыков 15 мая 1892 г. в степях обнародован высоч. манифест, которым калмыки объявлены свободными. Права калмыц. нойонов, мелких владельцев и родовых зайсангов на калмыков-простолюдинов отменены навсегда, с превращением производившегося в пользу привилегированных классов денежного сбора и с предоставлением всем калмыки прав свободных сельских обывателей. Взамен повинностей на нойонов, зайсангов и на содержание калмыц. управления каждая калмыц. кибитка обложена теперь податью по 6 р. в год. Сбор этот обращается в государственный доход, а расходы по управлению калмыки производятся из государственного казначейства. Все недоимки по день введения нового закона сложены; нойонам и зайсангам ввиду того, что права их на собираемые ими подати с калмыков были неоднократно подтверждаемы русским правительством, определено было выдать денежное вознаграждение в размере 5-летней сложности их доходов с народа. Местную администрацию у калмыков составляют теперь по-прежнему улусные попечители, которым даны права уездных исправников; взамен же зайсангов калмыцкие родовые общины управляются выборными из народа, на правах волостных старшин».


Как и чем питались монголы на Волге в конце 19 века:
«Основную пищу калмыков составляет арьян, или квашеное молоко, из которого выделывается охмеляющий напиток калмыки — араки, или калмыцкая водка. Приготовление ее совершается летом в юрте каждого калмыка. От ее выделки остается род творога, называемого бозо. Бозо разрезывают кусками и высушивают на солнце; иногда из него делаются маленькие катышки, и получается особый вид сыра. Зимой его варят в воде с мукой, летом едят сырым с маслом. Из овечьего молока приготовляется сладковатый сыр, из лошадиного молока — кумыс. Помимо молочных продуктов, главную пищу калмыки составляет кирпичный чай. Муку калмыки употребляют преимущественно в виде болтушки, разводя ее в кипяченой воде. Мясо, особливо баранье, калмыки любят, но едят его мало, почитая этот продукт очень дорогим. Дохлую домашнюю скотину и полевых мышей едят все калмыки».

Для полноты картины приведём ещё кое-какие подробности из жизни и быта кочевников на примере киргизов.
«перекочевки обуславливаются многовековой традицией, а не поисками лучших пастбищ: часто киргизы оставляют хорошие пастбища и переходят за целые сотни верст на дурные. Каждый род или аул из году в год следует по одному и тому же пути, останавливаясь у тех же ключей и колодцев, у которых останавливались его предки сотни лет тому назад, и постоянно возвращаясь на зимовку в одно и то же место. Один аул может пресечь дорогу другого аула или следовать за ним, но всякая попытка нарушить установившийся порядок влечет за собой кровавые столкновения».

Кочевая жизнь вообще отличается крайним консерватизмом в силу жесткого сопротивления кочевых социумов любым новшествам.

Целенаправленной селекции верховых пород лошадей кочевниками препятствовала не только известная культурная осталось и консерватизм, но и особенности табунного содержания степных лошадей.
«Монгольский тип [лошади] имеет многих представителей в степной части России. Условия их содержания сильно разнятся от обычного воспитания лошади. Как у кочевых народов, так и у некоторых заводчиков лошади разбиваются на отдельные косяки или табуны; каждая такая группа состоит из кобыл, числом от 10 до 20, с сосунами, одно— и двухлетками, под главенством одного жеребца. Подобное содержание является главным препятствием к усовершенствованию степных лошадей жеребцами культурных пород, которые не выносят условий косячной жизни, а кроме того, всегда бывает очень трудно подкармливать и правильно воспитывать жеребят».


* * *


Напрашивается закономерный вопрос, была ли легенда о Чингисхане сочинена специально для вдохновения похода монголо-калмыков на русских? Вряд ли, полагаю, она возникла в Европе ранее, ещё до знакомства европейцев с собственно монголами. Но факт, что идеология чингисхановой империи сыграла важную политическую роль в степи 17-19 веков. Каждый хан провозглашал себя потомком Чингисхана, и соответственно получал в наследство претензии на возвращение утерянных улусов предков (что почти всегда подталкивало к войне против России). И это основная причина, по которой миф о Чингисхане был любовно поддержан и упрочен в европейской историографии. Несмотря даже на то, что историкам пришлось дезавуировать версию о монгольском завоевании Индии чингизидом Бабуром. Списали на техническую ошибку, якобы спутали монголов с некими моголами (которых «моголов», впрочем, никогда не существовало).

* * *

(148 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:zeppelinus
Date:Январь 29, 2009 03:32 pm
(Link)
Интересно, однако.
From:rokotov
Date:Январь 29, 2009 03:46 pm

История человеческой культуры в естественно-научном о

(Link)
Н.А.Морозов
"История человеческой культуры в естественно-научном освещении".
("Христос").
Христос. Кн. 1. Небесные вехи земной истории человечества.

http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-0glavl.htm

Христос. Кн. 2. Силы земли и небес.

http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/2-0-0gl.htm

Христос. Кн. 3. Бог и Слово.

http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/3-0-0gl.htm

Христос. Кн. 4. Во мгле минувшего при свете звезд.

http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/4-0-0gl.htm

«Пророки» Н. А. Морозова
http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/p-00-0gl.htm
From:sapad
Date:Январь 29, 2009 03:55 pm

в огорде бзина, а в киеве дядька

(Link)
Пионер, Вы с прямо-таки с децкой непосредственностью подменяете один вопрос другим.
причём тут колмыки?
[User Picture]
From:wallfahrt
Date:Январь 29, 2009 03:57 pm

С джунгарией разобрались

(Link)
а что же сами монголы. Получается что татары всегда жили на своих местах некому их было двигать?

Также интересно покопаться в стории "монголов" ближнего востока - сельджуков и далее османов. Кто это такие, откуда взялись и кто им отлил пушки для стрельбы по Константинополю?

И ксати, отчего в пустынях аравии завелись полчища арабов? Там же даже степей нет, а нефть тогда еще не употребляли.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Январь 29, 2009 04:00 pm

Re: С джунгарией разобрались

(Link)
Османская империя это и правда ОЧЕНЬ интересно и важно, ключ ко всей европейской истории.
[User Picture]
From:oubique
Date:Январь 29, 2009 03:59 pm
(Link)
There're no comments for this nightmare's paperback writerings.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Январь 29, 2009 04:01 pm
(Link)
Ну нету и нету. Вы же обещали не писать мне. Может мне Вам помочь сдержать обещание? Из человеколюбия.
[User Picture]
From:runo_lj
Date:Январь 29, 2009 04:25 pm
(Link)
Тема не раскрыта.
1.Ничего не сообщается о подчинении калмыками ногаев(это к вопросу о возможности подчинения одними кочевниками других).
2.Перекочевание калмыков необоснованно выдается за военный "поход", аналогичный монгольскому.
3.Никак не объясняется, как иеузаитам удалось внедрить миф о Чингизхане десяткам кочевых народов(газеты там, или политруки разъяснительную работу проводоли) и сфальсифиировать европейские источники 13-15 веков.
4.Не понятно, зачем русской истории понадобилось поддержать это миф, и провести массовую фальсификацию и своих источников и всей историографии.
5.Ничего не сказано о переселении части калмыков на Дон.
6.Структура калмыцкой орды описана очень поверхностно.

Но можно поздравить автора с выходом на любимую тему иезуитов.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Январь 29, 2009 04:30 pm
(Link)
Сожалею, что не удовлетворил Вашим постоянно растущим интеллектуальным запросам.
From:(Anonymous)
Date:Январь 29, 2009 04:40 pm
(Link)
Пионер, не могли бы вы коснуться темы булгар и того, что современные татары являются их потомками. А также истории взаимоотношений татар и русских в свете обсуждаемых нашествий.
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Январь 29, 2009 04:45 pm
(Link)
Современные нам "татары" это конструкт советского времени, туда намешали разнородные этнические компоненты, в том числе и булгар. Никаких татар как определенного народа никогда не существовало, "татары" в России обобщенное наименование нардов живших на востоке и юге. А "немцы" - на западе.

Если бы советская власть из латышей, эстонцев и литовцев создала Немецкую Советскую республику, то это была бы полная аналогия Татарской АССР.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:pioneer_lj
Date:Январь 29, 2009 04:56 pm
(Link)
> Почем то что я описал невозможно?

Возможно всё, что не противоречит законам природы.


> Примерно так же маньчжуры захватили власть над Китаем, намного позже. Что достоверно известно.

Достоверно известно ЧТО? Но в общем вы правы, надлежит обследовать маньчжурское завоевание Китая. О сколько нам открытий чудных!..
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From:(Anonymous)
Date:Январь 29, 2009 04:50 pm
(Link)
О. жестокий Пионер! Как теперь казахи смогут жЫть? Если они живы только несусветною гордостию детей Чингисхана?
[User Picture]
From:_devol_
Date:Январь 29, 2009 05:07 pm
(Link)
можно предложить моделирование с достаточно большим допущением. Чтобы было интересно. Например, централизованная административная структура в степи у кочевых народов. К примеру, Великий хан находится в точке А. Из нее он рассылает гонцов по всем подвластным родам и племенам с приказом выдвигаться в некие точки сбора. Гонцы тратят какое-то время на перемещение (вопрос, есть ли станции, где они могут останавливаться?). Затем племена и роды посылают своих бойцов в точки сбора. Там они группируются и выступают.

Это грубо. То есть, что сие означает. Поскольку расстояния огромные, а плотность населения мизерная. Должен быть хоть какой-то минимальный административный аппарат, какая-нибудь налоговая система (пусть самая примитивная), склады с продовольствием и т.п.

Сыграем?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:ckotinko
Date:Январь 29, 2009 05:59 pm
(Link)
Нет, кроме шуток. На месте стражей трад. истории я бы перед каждым гуманитарным ВУЗом воздвиг бы Памятник Неизвестному Кочевнику. Воистину, если бы не этот вездесущий и неуловимый парень неопределенного облика и загадочного происхождения, прятать концы в воду было бы гораздо сложнее.
http://newchrono.ru/prcv/Publ/Kostylev/xoxma.htm
[User Picture]
From:alexeyshornikov
Date:Январь 29, 2009 06:17 pm
(Link)
Добрый вечер, любезнейший Pioneer!

Очень интересно и зело любопытно. Особенно понравилось Ваше умение взглянуть на исторические события с иной точки зрения.
[User Picture]
From:webdi
Date:Январь 29, 2009 06:29 pm
(Link)
Интересно.
Но сколько ж ещё вранья в нашей истории... И кому в итоге можно верить?
[User Picture]
From:ckotinko
Date:Январь 29, 2009 06:38 pm
(Link)
"тот кто контролирует прошлое, определяет будущее"
"тот кто контролирует настоящее, определяет прошлое"
Дж. Оруэлл.


верить можно только здравому смыслу и разным точкам зрения на вопрос. никогда нельзя верить одной, и тем более официальной. к примеру, до 10го века не физически существовало инструментов для производства металлических монет
http://www.newchrono.ru/frame1/Publ/k-default.html
а монеты были, псевдоисторики с пеной у рта будут доказывать что "можно" было, просто всё было "утеряно в веках".

и кстати это не только истории фишка. вот например физика:
http://valveprincev.narod.ru/Article4/Part2.html - это как один из примеров. а ведь есть еще аномалии бугэ - это вообще в тему того что гравитация работает не так как думали в 17м веке.
опять же - не обошлось без иезуитов: в физике засели позитивисты, а это псих Конт, предложивший иезуитам план сотрудничества(в биографии указан- жесть). ищите кому выгодно.
хотя и жуликов полно, но наличие одних жуликов не повод верить других, не согласных с ними шарлатанам.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:kemchik
Date:Январь 29, 2009 06:37 pm
(Link)
отлично!

с нетерпением ждем продолжения про ВКС

Лев Гумилев, однако, не подвергал сомнению традиционную историю кочевничества.
[User Picture]
From:ckotinko
Date:Январь 29, 2009 06:38 pm
(Link)
и что?
[User Picture]
From:ckotinko
Date:Январь 29, 2009 07:47 pm

монголы они еще и японцев захватили!

(Link)
Традиционная версия: 3 октября 1274 года некие монголы отправились из корейского порта Ма-сан завоевывать Японию.
http://newchrono.ru/prcv/Publ/Kostylev/xoxma.htm
Пионер.RU Разработано LiveJournal.com