Так вот, заинтересовала меня статья «Говорящие камни Куско». Кто забыл, Куско это город в Перу, ныне 300 тысяч жителей, расположен на высоте свыше 3 км над уровнем моря, якобы древняя столица Инков.
«Достоверно известно лишь одно. Куско был столицей империи Тауантинсуйу. Она же — Империя Четырех Сторон Света (Антисуйу, Кольясуйу, Контисуйу и Чинчасуйу) общей площадью два миллиона квадратных километров с населением пятнадцать миллионов человек, включавшая в себя полностью территорию нынешних Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии. Она же — Великая империя инков, равной которой ни по размерам, ни по мощи, ни по следу, оставленному в истории, в Южной Америке не было и, надо полагать, уже не будет».
«… конкистадоры, прибывшие во главе с Франсиско Писарро в «ставку» Атауальпы в Кахамарке, на севере Перу, 16 ноября 1532 года. Переговоры были недолгими. У Писарро было 60 конных солдат и 500 пеших. Атауальпа их встретил, сидя на золотом троне, в окружении пятитысячного войска, не собиравшегося, однако, воевать с незваными гостями. Используя эффект внезапности и явное превосходство в вооружении, испанец взял Инку в плен и, предварительно насильственно окрестив, удушил его. Любителям истории широко известно и связанное с этим эпизодом коварство испанцев: они вначале обещали инкам освободить их правителя, если те наполнят золотом комнату, где его держали. Подданные Атауальпы выполнили условие, но взамен ничего не получили».
Ну да, известная история. Правда, не вполне ясно, отчего это инки столь вяло сопротивлялись кучке конкистадоров.
Сохранились восторженные рассказы очевидцев о великолепии столицы могучей Империи инков.
«Конечно, в «сто тысяч» каменных домов поверить трудно: их и сегодня столько не насчитаешь. Хорошо, пусть их было в десять, даже в сто раз меньше, но можно представить, какие это были сооружения. Из крупнотесных камней, подогнанных один к другому без малейшего зазора и отполированных искусными мастерами только что не до блеска, словно речь шла не об огромных неподъемных и неохватных глыбах, а о речной гальке. Едва ли не к каждому дому была подведена вода (хотя рабы Рима сработали водопровод на много веков раньше, инки, разумеется, пришли к этому своим путем). Индейцы не знали ни колеса, ни металлических орудий производства — как они управлялись с этим многотонным строительным материалом, как доставляли его из долины, как обрабатывали? Об этом мы никогда уже не узнаем: ведь у инкской цивилизации при всех ее достижениях в прикладных сферах письменности не было (кипу, узелковое письмо, в котором количество и цвет завязок на шнурах передавали определенные смыслы, конечно, не в счет). Так что нет никакой надежды, что когда-нибудь найдутся новые документы, которые прольют свет на происхождение архитектурных чудес, которыми изобилует Куско».
Да, действительно, а каким образом примитивные дикари, не знавшие ни металлических орудий, ни колеса, ни письменности, создали громадную империю и построили грандиозные сооружения?!.. И ведь нельзя сказать, что жестокие конкистадоры подчистую уничтожили все письменные источники и следы цивилизации инков. В отличие от протестантов, католики считали туземцев за людей, а католическая церковь занималась перевоспитанием первобытных дикарей, и не без успеха. Во всяком случае, имелись люди, способные рассказать историю инков.
«сын конкистадора и инкской принцессы, самозабвенный летописец инкской истории Гарсиласо де ла Вега»
«Испанская церковь, разрешив смешанные браки между выходцами из метрополии и местными уроженками (в основном, конечно, наследницами местной знати — ньюстами), одним этим дала шанс диалогу культур. И в дальнейшем она проявляла терпимость, наблюдая за этим диалогом и взаимопроникновением. Что далеко ходить за примером? Вот он, неоднократно мною цитированный Гарсиласо, сын испанского капитана и инкской принцессы, внучки Тупака Юпанки, выдающийся интеллектуал, писатель и историк. 21 года от роду он, между прочим, уехал с родины в Испанию и так всю жизнь там и прожил…»
Однако Гарсиласо де ла Вега (1539-1616), написав труд об истории инков, не порадовал читателей открытием тайн древней могучей цивилизации и подробностями технологий инкской империи, а в основном рассказал массу занимательных мифов и легенд.
«Главный труд Инка Гарсиласо де ла Вега является одним из основных источников по истории государства Инков. Несмотря на обилие приводимых легенд, подлинность большинства описаний в «комментариях» признаётся исследователями».
«В равной степени преданный обеим своим родинам, Инка Гарсиласо с гордостью рассказывал о достижениях Инков: об эффективной административной системе, принятой в Тауантинсуйу, о гуманизме императоров инков и стойкости своего народа. В целом, одобряя действия испанских конквистадоров по насаждению христианства, он порицает испанцев за жестокое обращение с коренным населением Перу, выступает против расовой дискриминации коренного населения Америки и беспощадной эксплуатации её природных богатств»
«коренное население Америке предстаёт перед читателем в образе благородных язычников, на манер древних греков или римлян».
«Сочинения Инки Гарсиласо де ла Веги, особенно в части административного и экономического устройства Тауантинсуйу, повлияли на творчество первых социал-утопистов, в том числе Томаззо Кампанеллы».
Ну, понятно, вместо истории инков имеем идеологизированную беллетристику с романтическим уклоном.
Но с другой стороны,
«Современный Куско и его окрестности, далекие и близкие, хранят обломки и целые фрагменты старого, инкского, дописаррова города».
«Сегодня с них только что пылинки не сдувают, к иным уличным камням даже прикасаться не разрешают, как, например, к знаменитому 12-угольному камню в кладке стены Дворца Инки Рока на улице Атун Румийук. Ведь эти камни кормят город и всю страну, обеспечивая течение полноводной, ни в какое время года не мелеющей туристической реки (200 тысяч туристов ежегодно посещают Куско: девять ежедневных рейсов из Лимы всегда забиты до отказа). Но ведь и пять веков назад, когда конкистадоры огнем и мечом принялись насаждать здесь новую веру, разрушая храмы старой, языческой, они в какой-то последний момент словно задумывались и что-то оставляли нетронутым. Почему?»
И что странно, фундаменты зданий испанского периода удивительно совпали с фундаментами сооружений инков.
«Тот факт, что свои соборы, монастыри, казармы, дворцы, административные и жилые дома они часто возводили на старом, инкском фундаменте, предварительно разрушив то, что на этом фундаменте было возведено великими строителями-инками, историки объясняют лишь прагматизмом завоевателей. Мол, зачем все усложнять, новый фундамент закладывать, если старый такой прочный? И как не использовать в цоколе и стенах новых зданий грандиозные, великолепно обработанные камни?»
«В современном Куско несть числа шедеврам колониальной архитектуры, возведенным на «костях» архитектуры инкской».
«Так строились не только храмы: многие жилые и административные здания Куско сооружены с использованием инкского фундамента целиком или отдельных камней, из которых складывался цокольный этаж».
«… заповедный парк Саксауаман, где сохранились существенные остатки инкской крепости. Ее стены сложены в форме зигзагов. В переводе с кечуа название форта означает «гордый сокол». Камни, из которых он сложен, по 40—50 тонн весом, а одна из глыб, высотой девять метров и шириной четыре, весит 125 тонн. Кажется, это самый большой камень во всей Южной Америке. Напомню, инки не знали ни колеса, ни рычага и возводили сооружения из этих глыб, используя исключительно наклонную плоскость. Ее же использовали позднее и испанцы, когда разоряли Саксауаман: попросту сбрасывали громадные камни вниз, в долину Куско, где их вновь обрабатывали и строили из них колониальные здания. Материал этот пошел на многие католические храмы, в частности на кафедральный собор. (Инки, к слову, не знали и раствора, так что все эти грандиозные крепостные стены держались исключительно за счет плотной пригонки одного «великана» к другому. Идя мимо крепостных стен, ощущаешь себя совершеннейшей букашкой.)»
Ишь ты, практичные испанцы строили свои города из прекрасных инкских камней. Каким же образом не знавшие колеса и железа древние инки обрабатывали и передвигали каменные блоки? Ответ дан в убедительной художественной форме. На сайте, к сожалению, нету, а в журнале приведена фотография прекрасного огромного панно, символически изображающего историю Перу: могучие прародители инков выходят из озера Титикака, их культуристской наружности трёхметровые потомки голыми руками ворочают каменные блоки, затем инков покоряют закованные в броню трехметровые конкистадоры. Продолжения панорамы не видно, надо думать, под злым испанским игом инки стремительно измельчали и забыли все тайны своей цивилизации.
Однако имеются и более прозаические объяснения чудесам древнеинкской цивилизации.
«Сперва удивляешься обилию в Куско таких «двучастных» домов, потом узнаешь: среди этих «инкских фундаментов» много… как бы точнее выразиться? Не подделок, нет… Дело в том, что в XVII веке в Куско вошло в моду строить нижние этажи, так сказать, а-ля инка. Этот стиль даже получил название «инкский колониальный» и подарил миру настоящие шедевры, вроде стены улицы Семи Змей, выходящей на Пласа-Насаренас. Конечно, эта имитация. Уже не индейцами, а испанцами при помощи иной техники»…
«Но, что и говорить, подлинное ценится выше любой, пусть самой искусной стилизации. Поэтому стены улиц Марури или Ауакпинта, или уже упоминавшейся Атун Румийук пусть и не испещрены причудливым барочным орнаментом, пусть они проще и грубее, но помнят прикосновения рук строителей империи инков. Они сложены из настоящих камней, обработанных в ту, доконкистадорскую эпоху».
Таким образом, камни инков в действительности изготовлены испанцами. Стилизации 18-19 веков как исполненные слишком уж искусно теперь считаются подделками, а изделия 17-18 веков числятся как подлинное наследие Империи инков. Зачем бы испанцам это было надо, фабриковать инкские камни и прочее? Историческая романтика, поиск корней – немало потомков испанских колонизаторов имело долю индейской крови. Да и вообще была общая мода эпохи, тогда же в 17-19 веках в подкрепление рыцарской легенды просвещенные европейцы возводили (типа реконструировали) средневековые рыцарские замки.
Фактически же инкская «империя» представляла собой небольшие поселения в плодородных долинах высокогорных рек. Государства у инков ещё не существовало, имелся союз племён, может быть, объединенный каким-то общим религиозным культом и жреческой иерархией. Уровень развития цивилизации был крайне низкий, хотя золотишко у туземцев вероятно водилось. Размах своих побед над загадочными заморскими «империями» по понятным мотивам испанские конкистадоры сильно преувеличили.