Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Category:

История истории евреев. Часть III

Вопросы языкознания

Если клоун выйдет плохо, назовём его… еврей

История истории евреев. Часть I

История истории евреев. Часть II

История истории евреев. Часть III

История истории евреев. Часть IV


* * *


Так почему же мы считаем, что в Индии евреи должны бы водиться в изобилии. Португальцы проникли в страну в первой половине 16 века. Затем английское колониальное господство до середины 20 века. Католические спецслужбы создавали постбиблейских евреев в видах идеологической диверсии против протестантов, однако довольно быстро сообразили, что евреи прекрасно играют роль прикрытия для некоторого рода операций в отношении туземного населения. Определенного сорта деятельность, к которой власти и правящие элиты не желают быть открыто причастными, в этих сферах как посредников используют евреев. На достоинствах евреев как зиц-председателей остановимся позже отдельно. Так вот, получается, что евреев в Индии должно быть немало.

И таки да, история евреев в Индии очень-очень древняя, как везде и всегда:
«Самым ранним документом, связанным с евреями в Малабаре, являются две медные таблички (974–1020) с текстом на тамильском языке о привилегиях и владениях, которые правитель области дарует еврею из Шинкали Иосефу Раббану. Наряду с этими табличками в кочинской синагоге «Пардеши» хранится камень с надписью на иврите о постройке примерно в 1345 г. синагоги в поселке Качангади на месте более ранней. Биньямин из Туделы примерно в 1170 г. писал, что в Малабаре (где он, очевидно, не был) живет около тысячи темнокожих евреев, следующих Торе и имеющих представление об Устном Законе».

Ну, то довольно очевидное мифотворчество. Вот начало более-менее реальной истории евреев в Индии:
«В период колонизации Индии Португалией (1502–1663) евреи Кочина выжили лишь благодаря покровительству местного раджи, который выделил им близ своего дворца земли под застройку (этот район стал называться Еврейским городом) и обеспечил им религиозную и культурную автономию. Назначение глав общин было во власти раджи, и часто они становились его дипломатическими и экономическими советниками. Евреи служили в войске раджей, но имели право не воевать в субботу. В 16–17 вв. общину Кочина пополняли выходцы из Нидерландов, немецких земель, стран Восточной Европы, а также из Сирии и Турции, но общая численность кочинских евреев едва ли превышала когда-либо 2,5 тыс. человек».

Понятно, чего ж тут непонятного. Судя по всему, низовая масса «евреев» рекрутирована из местных тамилов – говорили на языке малаялам, близком тамильскому. Верхушка евреев экспортирована из Европы, отчего произошло деление индийских евреев на касты:
«Видимо, в начале 16 в. стало оформляться характерное для кастовой иерархии Индии членение кочинских евреев, образовавших три эндогамные группы: «черные» (самая многочисленная; очевидно, потомки ранних еврейских поселенцев в Малабаре), «белые» или «пардеши» (буквально `чужеземцы`, то есть новоприбывшие) и «коричневые» (мешухрарим, то есть освобожденные, — скорее всего, прозелиты из числа слуг двух первых групп, отпущенные на волю, а также их потомки).

«Белые» и «черные» евреи имели отдельные синагоги».

Португальцев сменяют голландцы, индийских евреев европейцы усиленно просвещаются насчет иудаизма.
«При голландском правлении (1663–1795) кочинские евреи пользовались полной культурной и религиозной свободой. В 1686 г. делегация от португальской еврейской общины Амстердама, которую возглавлял Моше Перейра де Пайва, оставивший подробное описание истории и обычаев кочинских евреев, передала общинам Кочина молитвенники, талмудические тексты, труды по еврейской философии, изданные в Амстердаме Тобиасом Боасом и Иосефом Пропсом»

А до чего ж трогательна история бомбейских евреев. Однажды из глухих индийских джунглей к людям вышли… евреи, потерянные там в незапамятные времена.
«Бней-Исраэль жили в течение столетий в отрыве от других еврейских общин, но продолжали соблюдать некоторые основные еврейские традиции, например, субботний отдых, обряд обрезания, некоторые Посты и праздники, законы о кашерной пище (см. Кашрут), чтение молитвы Шма и другие. О существовании Бней-Исраэль стало известно вне Индии лишь после того, как некоторые из них переселились из деревень Конкана в Бомбей; сами же Бней-Исраэль, очевидно, не знали о существовании других еврейских общин в Индии до соприкосновения с кочинскими евреями в середине 18 в».

«Иммиграция в Бомбей значительного числа багдадских евреев в первые десятилетия 19 в. способствовала приобщению Бней-Исраэль к традиционному еврейству».

«Затем последовала значительная иммиграция в Бомбей евреев из Сирии, Ирака, Йемена и Египта. Эти евреи в отличие от Бней-Исраэль говорят на еврейско-арабском языке».

Эти Бней-Исраэль прямо-таки еврейские маугли, разве нет? И что важно, еврейский потенциал Индии практически не ограничен – запас евреев в джунглях неисчерпаем, это понятно.

Наконец в Индию пришли англичане.
«К 1795 г. Великобритания вытеснила голландцев из южной Индии, после чего начался культурный и экономический упадок кочинских евреев».

«Еврейское население Индии (к концу первой половины 20 в. свыше 30 тыс. человек) состояло из трех основных этнолингвистических групп, которые различались как историческим прошлым, разговорным языком, религиозными обрядами, так и социально-экономическим уровнем. Главным образом в Бомбее и его окрестностях были сосредоточены Бней-Исраэль (в 1947 г. около 24 тыс. человек, разговорный язык — маратхи); в Кочине, Эрнакуламе и Паруре жили кочинские евреи (в 1948 г. примерно 2,5 тыс. человек, разговорный язык — малаялам); в Бомбее, Калькутте и Пуне жили так называемые багдадские евреи (в 1948 г. около шести тысяч, разговорные языки — английский и еврейско-арабский диалект Ирака). Небольшое число ашкеназских евреев иммигрировали в Индию из стран Европы после 1-й, но главным образом в годы 2-й мировой войны (в 1944–45 гг. их число превышало тысячу человек). В послевоенное время большинство их вернулись в Европу».

Евреев в Индии ничтожно мало и значение их невелико, это странно. Почему англичане не преумножали индийских евреев и их влияние, хотя имели к тому все возможности? Использование евреев в Индии для англичан было бы логичным шагом. Логичным, да. Но неосмотрительным. Господство в Индии для колониальной Британской империи был чрезвычайно важно, а монополии идеологического контроля над евреями англичане не имели. Напомним, евреи создание католических мудрецов. Тогда практичные англичане произвели индийский аналог евреев – парсов и марвари (может и ещё кого, я не в курсе). Это две привилегированные социально-этнические группы созданы английской колониальной администрацией в Индии. Национальные мифологии и обычаи весьма похожи на еврейские.
«… потомки древних персов, бежавших в VIII в. от преследования иранских мусульман во времена Халида Омара III за отказ принять мусульманскую веру. Они были изгнаны также из горных убежищ Хоросана, а затем переселились на о. Орли. Но и здесь их не оставили в покое мусульманские авангарды. И тогда парсы переправились на парусных судах в Дид на побережье Катхиавара и жили в этом районе около 1000 лет.

В 1599г. на 717 кораблях они отправились искать новые поселения, т.к. в Диде им стало довольно тесно. Сильный шторм прибил их к берегам Индийского княжества Гуджарат.

Парсы были очень искусные и трудолюбивые ремесленники и торговцы, поэтому индийские князья, стремясь заполучить их в свое распоряжение, воевали друг с другом.

Так, шах Ахмадабада переселил парсов в свои владения , а позднее при англичанах парсы сосредоточились в Махарастре.В настоящее время около 100 тыс. парсов проживают в Бомбее. Они занимают привилигированное положение в торговле и финансовой жизни этого штата, а также в управлении почт, железных дорог и страховых компаний».

«Отличаются высоким уровнем жизни, сильно европеизированы и урбанизированы. Материальное преуспевание считается религиозной добродетелью. Основные традиционные занятия — торговля (в том числе ростовщичество), виноделие, кораблестроение; заняты в сфере предпринимательства и управления».

От евреев парсы отличаются лишь вероисповеданием. С зороастризмом история тёмная. Якобы родственные парсам зороастрийцы гебры в незначительном количестве проживают в западном Иране. Иных зороастрийцев в мире нет.

Следует сказать, что зороастризм воскресили европейцы. Общее правило, что о своей древней религии и великой культуре азиаты узнают из европейских книжек, обычно изданных в 18-19 веках. Или, по крайней мере, узнают их смысл и значение от европейцев. Классический случай Тадж-Махал, жемчужина индийской архитектуры. В середине 17 века построен под руководством венецианского ювелира Жеронимо Веронео и французского архитектора Остина из Бордо.
«Европейские путешественники говорили, что Тадж-Махал построен руками европейских мастеров. Так, в 1640 году, один испанский монах посетил Агру и написал, что архитектором Шах-Джахана был Джеронимо Веронео, итальянский ювелир».

Ювелир здесь вот причем:
«Поверхность Тадж-Махала инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Всего 28 разновидностей драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости от падения света - завораживающие тени. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения».

В 19 веке Тадж-Махал обнаружен англичанами и открыт как шедевр индийской (мусульманской) архитектуры. И так почти во всём, что касается Великой Древней азиатской культуры, это общее правило.

Тадж-Махал мало того что талантливая стилизация (специалисты находят в нём мавританские мотивы), это ещё грандиозное сооружение, для возведения которого в 17 веке надо было обладать огромным инженерным опытом. Поблизости во времени и пространстве и близко ничего похожего нет, тем не менее авторство Тадж-Махала приписывают какому-то неизвестному персу или даже самому императору моголов Шах-Джахану. «Создатель сего не может принадлежать этому миру, так как очевидно, что это создал сам Всевышний».
«Интересно отметить, что через два года после завершения строительства Тадж Махала (выдающийся пример тюркского сада) и огромного зеркального пруда, в 1654 году, знаменитый Ле Нотр впервые использовал в центре своих парков водоем, спроектированный так, чтобы отражать весь фасад здания (в данном случае – замка), вероятно подражая тюркским мастерам».

Это как если бы в казахских степях найти космодром и с умным видом умозаключить, что в нем воплотились лучшие достижения казахской науки. Космодром построил великий казахский конструктор Манас Тырпыров по проекту лично Президента Назарбаева, а русские про какого-то там Королёва врут безбожно. Если и был какой-то Королёв, то он учился у казахских космических мудрецов.

Возвращаясь к парсам, древний зороастризм на деле это довольно поздняя европейская реконструкция.
«В 1762 г. Анкетиль-дю-Перрон - французский авантюрист, солдат-волонтер франц. колониальной армии в Индии, привёз в Западную Европу «древнюю книгу иранцев» — Зенда-Веста (Святые Вести). Она содержала учение мудреца Зоро-Астра, имя которого на балканской смеси языков значит Зритель Звезд (от славянского «зоркий, откуда взор, озираться» и т.д., и от международного астра — «звезда»). Рукопись Авесты, привезённая во Францию, сохранилась в единственном экземпляре.

Зенда-Веста найдена была в Индии, у парсов, называемых иначе гебрами. Первое их имя созвучно с персами, с которыми их и постарались отождествить, а второе - созвучно с библейским словом гебер - еврей, с которыми их, однако, не отождествили».

Академическая версия возрождения зороастризма:
«Европейская наука ознакомилась впервые с подлинным текстом А. во второй половине XVIII в. благодаря самоотверженному труду француза Анкетиль дю Перрона, который предпринял в тяжелых условиях путешествие к зороастрийским эмигрантам в Индию, изучил там при их содействии их священную литературу и напечатал текст Авесты с комментарием в 1771».

А француз-то тут причем? Да ни при чем, так – приблудный француз.
«В начале XVIII в. англичанин Джордж Бучер (Boucher) получил от парсов в Индии копию части Авесты, носящей заглавие ‘Вендидад Саде’. Эта копия была привезена в Англию в 1723 г. Содержание этого манускрипта было недоступным для европейских ученых. Он был выставлен на показ посетителям в библиотеке. В 1754 г француз Анкетиль Дюперрон (Abraham-Hyacinthe Anquetil Du Perron, 07.12.1731 – 17.01.1805), ученик школы восточных языков в Париже, которому было в то время 20 лет, увидел факсимиле оксфордского ‘Вендидада’, присланное из Англии, и заинтересовался этим документом.

В 1755 г. Анкетиль предпринимает путешествие в Индию. Прибыв в Сурат, он живёт там среди парсов более 13 лет; ему удаётся уговорить парса Дараба Кумана перевести ему те самые книги, совокупность которых составляла Авесту. В своём изложении Дараб основывался в основном на гуджаратских и пехлевийских толкованиях текста. Анкетиль также получает в подарок некоторые авестийские и пехлевийские манускрипты. В 1761 г. Дюперрон возвращается в Париж и продолжает изучение Авесты. После десятилетнего изучения ее Дюперрон публикует в 1771 г. первый европейский (французский) перевод Авесты вместе с обрядовыми наставлениями и ценными личными наблюдениями».

В Европе открытие зороастризма наделало много шума – сенсация, экзотика, тайная мудрость Востока, нашёлся исконный корень всех человеческих знаний.
«В 1771 г. Анкетиль дю Перрон познакомил Запад с Авестой, что вызвало переполох в среде церковников. В 1785 г. Чарльз Уилкинс опубликовал первый перевод

«Бхагавадгиты», в 1796 г. Уильям Джонс – «Законы Ману». Начало XIX века ознаменовалось выпуском «Упанишад» в переводе того же Анкетиля дю Перрона. Впечатление было колоссальным. (…) Шопенгауэр издевался над христианскими миссионерами и пророчески изрек: «В Индии наши религии никогда не укоренятся, напротив того, индийская мудрость проникает обратно в Европу и произведет коренное изменение в нашем знании и мышлении» (там же, стр. 372-373)».

В исторической и философской литературе встречаются подозрительные попытки связать иудаизм и зороастризм (или маздаизм). Дескать, покорившие во 2 веке до н.э. Персию исповедовавшие зороастризм парфяне встретились в Вавилоне с евреями и будто бы приняли иудаизм. Напрашивается вывод, что зороастризм пытались породнить с иудаизмом, а парсов с евреями, но впоследствии за неактуальностью бросили это дело.

Отметим, что небольшая община огнепоклонников (зороастрийцев) в начале 19 века поклонялась «вечному огню» в районе Бакинских нефтепромыслов. Нельзя не удивиться предусмотрительности английских спецслужб.
«Часть зороастрийцев переселилась в Индию. Там их стали называть парсами. Согласно парсийской тpaдиции, парсы, прежде чем поселиться в Индии, около ста лет скрывались в горной местности, после чего они с большими трудностями вышли к Персидскому заливу Спасаясь от преследования, они наняли корабль и причалили к острову Диу (Див), где прожили 19 лет, а затем перебрались в Гуджерат (Индия) и после переговоров с местным раджей поселились в местечке, которе они назвали Санджан в честь своего родного города Хорасане. Из священных книг парсы-эмигранты взяли только самые простые тексты Авесты для молитв».

Несмотря на строгую кастовую и этническую замкнутость «парсы Гуджерата говорили только на гуджератском языке, забыв свой родной язык».
«Со временем парсы становятся посредниками в торговле с европейскими купцами. В XVII в. г. Сурат — центр общины парсов превратился в факторию Англии, а в XVIII в. начинается переселение парсов в Бомбей».

«В 1720 г. еще до завоевания Ирана афганцами общину парсов в Сурате посетил керманский дастур Джамасп Валайати, который пришел к выводу, что его единоверцы в Гуджерате ничего не знают об истинной сути ортодоксального зороастризма, его догматах и практике. Он привез с собой несколько священных текстов, в том числе Видевдат, убедив трех молодых служителей культа изучить Авесту на среднеперсидском языке».

Вполне возможно, что иранские гебры, нищее вымирающее племя, действительно являются потомками древних огнепоклонников (хотя ясных доказательств этого нет). А вот парсы это точно английский голем. Между прочим, одного парса многие знают – Фредди Меркьюри.

В отличие от парсов народность марвари не так уж малочисленна, около 20 миллионов. Однако интерес представляет происходящая из неё торгово-ростовщическая каста.
Марвари - один из диалектов новоиндийского языка хинди (см.), на котором говорят в Марваре, области в Раджпутане. М. называются также и самые обитатели Марвара - раджпуты (см.). Часть их исповедуют индуизм (большинство - вишнуиты, лишь немногие шиваиты), часть - джайнизм (см.). Главное занятие М. - торговля и финансовые спекуляции; в их руках почти все банковое дело Индии. Среди них особенно выдается класс осваль - самый богатый и наиболее многочисленный (более 100 тысяч семей) из 84 торговых каст Индии. Освали - чистые раджпуты по происхождению и представляют интересный образчик перехода высшей касты (кшатриев) к занятиям низшей (вайшья), вызванного принятием джайнизма.

Вскормленные англичанами марвари и парсы по сию пору в основном контролируют экономику Индии, повсюду в мире их путают с индийцами, а зря.
«Марвари — община торгово-ростовщических каст, происходящих из Марвара и других княжеств Раджастхана (Индия). Первые марвари жили в пустыне (на санскрите “мару” означает “пустыня”). В XVI-XVII вв. марвари расселились по Северной Индии, занимаясь, в частности, откупами налогов в империи Великих Моголов. В XIX в. марвари собрали большие капиталы благодаря торговой и банковской деятельности. С ХХ в. марвари начали переводить накопления в промышленность.

Миттал, самый богатый уроженец Индостана, принадлежит к этнической группе, называемой марвари. Одна из главных деловых традиций этой группы — убежденность в том, что для компаний жизненно важно находиться под контролем одной семьи. Семьи марвари контролируют три из пяти крупнейших сталелитейных компаний страны, а также доминируют в сферах торговли чаем, текстилем, в промышленности и добыче полезных ископаемых. В компаниях, принадлежащих марвари, родственники (дети, братья, зятья, дочери) обычно помогают основному владельцу управлять отдельными предприятиями или возглавляют отдельные направления бизнеса».

«Промышленный концерн Tata Group, история которого насчитывает 138 лет, возглавляет Ратан Тата, племянник бывшего руководителя компании Дж. Р. Д. Таты. Таты — не марвари, а парсы».

«Сыну Лакшми Миттала Адите 30 лет, он президент и финансовый директор пока еще семейной Mittal Steel, родился в Индии, образование получил в США. Он говорит, что миграция марвари из пустыни научила этот народ рисковать, а теперь многие забывают ценность риска и потому теряют понимание глобального рынка. “Сообщество (марвари) становится слишком традиционалистским, — говорит Миттал-младший, — забывая свою историю, которая всегда была предпринимательской и предприимчивой, а временами — дерзкой и способной к движению вперед”».

Всё та же традиционная еврейская риторика и даже блуждание по пустыни в мифе присутствует. Определенно, гроссмейстер не балует публику разнообразием дебютов.

Путешествие в Индию оказалось наредкость полезным. В силу исторических и цивилизационные особенностей процесс фабрикации евреев оказался особенно прозрачен. Католические колонизаторы завозят белых евреев, на месте рекрутируют чёрных. Затем проект индийских евреев развивают голландцы. Англичане делают ставку на туземный аналог евреев – парсов и марвари.

* * *


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments