Pioneer (pioneer_lj) wrote,
Pioneer
pioneer_lj

Category:

История истории евреев. Часть I

Вот оно каково в наше просвещенное толерантное время вести учёные дискуссии в интернете:
«А "пионер" просто обычная нацистская сволочь, по которой плачет петля (и дай Бог, дождется, не отказался бы поприсутствовать на его казни, причем не виртуальной). Этот пост — вброс нового мифа на смену кровавому навету, в который верят только психи».

Ожидает ли меня судьба разделить злую участь Саддама Хусейна?.. Злопамятные евреи торжественно вешают Винни-Пуха и его подельника Трефного Пятачка, что за зверская картина. Хорошо было Галилею иметь дело с толерантной культурной инквизицией…

И что интересно, исторические сведения по части «кровавого навета» ничуть не менее подробны и убедительны, чем свидетельства о полуторатысячелетнем житии послебиблейских евреев. Однако верить Кровавому Навету категорически не полагается, поскольку это очевидно чудовищная клевета и гнусная антисемитская фальсификация. А точно такие же сообщения исторических хроник о встречах людей с евреями до 16 века пользуются безусловным доверием. Даже если эти встречи происходили по поводу того же Навета. В запись о зверском еврейском погроме, учинённом крестоносцами, мы верим сразу и навсегда, и лишь сердце сжимается от жалости и боли. А то, что избиение евреев было учинено по случаю распития ими крови христианских младенцев, мы отвергаем как антинаучные домыслы. Хотя всё это написал тот же якобы средневековый хронист. И чем по достоверности одно отличается от другого с беспристрастной научной точки зрения понять решительно невозможно.

Ну и ладно, раз уж я всё равно приговорён синедрионом, то с мужеством обреченного продолжу отчаянные изыскания в еврейской истории.

* * *


Знаете ли вы историю китайских евреев? Таки нет?!.. Напрасно, история евреев в Китае обильная и очень-очень древняя.
«Предания китайских евреев относят появление их единоверцев в Китае к середине правления династии Хань, то есть к 1 в. н. э.»

Что-то нечетко формулирует еврейская энциклопедия. Другие источники авторитетно сообщают, что первая синагога построена в Китае около 70 года н.э. Правда, реально нашли всего одну синагогу – в городе Кайфыне. Католический миссионер отец Бротьер в 19 веке посетил эту синагогу, где евреи рассказали ему, что их предки поселились в Китае во времена императора Хань Мингти между 58 и 76 годами н.э.
«КИТАЙСКИЕ ЕВРЕИ (или кайфынские; так называемые кайфэнь), еврейская этнолингвистическая группа (община), жила в основном в городе Кайфын (провинция Хэнань). К началу 1980-х гг. свыше 200 потомков членов этой общины, ассимилировавшиеся в религиозном, культурном и даже антропологическом отношении, продолжают называть себя евреями. Термин «китайские евреи» возник в 17–18 вв., когда христианские миссионеры впервые столкнулись с представителями данной общины».

Более тысячи лет евреи контролировали торговлю между Китаем и Европой. Как всегда и везде, влияние евреев в Китае было колоссально, как им и положено, они практически управляли Поднебесной.
«Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в 8–9 вв. Арабские, китайские и другие источники 9–14 вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний и даже общин в Ханькоу, Пекине и других городах».

Арабские источники, наверное, это якобы написанное двумя мусульманскими авторами «Путешествие по Индии», изданное, что характерно, в Лондоне в 1733 году.
«Источниками для изучения истории китайских евреев служат надписи (китайскими иероглифами) 1489, 1512, 1663 и 1679 гг. на трех стелах, находившихся в синагоге Кайфына (остатки двух из них — в местном музее), а также генеалогические записи в так называемой «Книге поминовения усопших» (компиляция, составлены около 1670 г. по регистрационным книгам общины), копии надписей в синагоге и сохранившиеся свитки Торы (стиль начертания букв), молитвенники и другие книги кайфынской общины.

Другими важными источниками являются упоминания о китайских евреях в китайских и монгольских документах, в переписке европейцев с кайфынской общиной, а главное, обширные свидетельства путешественников, посещавших Кайфын (объемистые отчеты католических и протестантских миссионеров 17–18 вв. и статьи туристов, публиковавшиеся в периодической печати конце 19–20 вв.)».

Как всегда, исторических свидетельств (первоисточник которых всегда католики) о бурной истории древних евреев хватает, остро не хватает лишь самих евреев.
«Эти общины, процветавшие в 13–14 вв., исчезли бесследно».

Вот те и раз. Да собственно, и уникальная древняя кайфынская синагога фактически была построена не ранее середины 17 века:
«Синагога вновь была отстроена в 1653 г.»

Предыдущую синагогу якобы смыло. Нет, сперва она сгорела, а потом уже бурная река смыла и синагогу, и еврейскую библиотеку, и еврейское кладбище, и самих китайских евреев. В общем, все и всё утонуло.
«В Кайфыне из известных в 15 в. 17 многосемейных общин в 17 в. сохранилось семь, из которых каждая после 1642 г. имела отдельное место захоронения. С 18 в. до начала 20 в. число китайских евреев составляло от шестисот до тысячи человек».

«китайские евреи одевались, как китайцы, носили косы, бинтовали ноги дочерям, говорили по-китайски. На рисунках, дагерротипах и фотографиях 19–20 вв. китайские евреи внешне не отличаются от китайцев».

«До 17 в. китайские евреи еще могли читать текст на иврите, хотя под влиянием китайского языка произношение подверглось сильному искажению, да и в текстах, переписанных около 1663 г., довольно много ошибок».

Короче говоря, китайские евреи ничем особенно не отличались от китайцев, кроме того, что уже в 17 веке умели читать Тору на иврите, хотя и с ошибочным произношением. Это их сильно выделяло среди прочих евреев, поскольку произношение на иврите изобрели лишь в 20-м веке. И что важно, ошибки в китайском иврите отмечали католические миссионеры (о которых поговорим чуть позже).
«Последний кайфынский раввин умер в 1810 г., и после этого соблюдение традиции совсем пошло на убыль, а иврит почти полностью вышел из употребления китайских евреев».

«Праздники (Песах, Суккот, Симхат-Тора и Пурим), а также посты (Иом-Киппур и Ава девятое) отмечались китайскими евреями еще в 18 в., соблюдение субботы продолжалось вплоть до середины 19 в., а обряд обрезания совершался, вероятно, даже до начала 20 в.»

То есть чем шире и ближе европейцы знакомились с китайскими евреями, тем меньше находили в них еврейского. Дошло до исторического анекдота:
«В 1840-х гг. британский консул в Иерусалиме Д. Фин вступил в переписку с китайскими евреями, которая вскрыла их жалкое состояние и религиозный упадок. На написанное консулом-миссионером письмо на иврите они сообщали по-китайски, что уже многие поколения пользуются китайским языком; религия, которой они стараются придерживаться, в последние 40–50 лет лишь смутно и неточно передается следующим поколениям; синагога их полуразрушена, а древние религиозные книги они чтут и берегут, но никто не умеет их читать, кроме одной женщины старше 70 лет, «разбирающейся в этих знаках».

Английский консул, владеющий ивритом лучше раввинов, вот важная фигура еврейской истории, а не выдуманные древние раввины.

Зато в Китае евреев видел сам Марко Поло, он и сообщил об огромном влияние евреев на китайскую торговлю и политику. Правда, Марко Поло и людей с песьими головами видел, с него спрос небольшой. Вообще не вполне ясно, почему рассказы Марко Поло не стоят на одной полке с мемуарами барона Мюнхгаузена. Как и вся увлекательная беллетристика о древней истории евреев.

Разве не умиляют историки, которые отыскав в рассказах Марко Поло относительно верные исторические сведения, радуются как дети и уверяют публику, что это и есть доказательство подлинности знаменитого путешествия. Как будто в рассказах Мюнхгаузена нельзя встретить исторически достоверных фактов.

А может быть, китайцы просто плохо искали евреев, невнимательно смотрели, вот и не нашли? Отнюдь нет, искать китайцы мастера, например, обнаружили у себя потомков римских легионеров:
«Многие китайцы, проживающие в Ликиане, полагают, что являются потомками римлян, переселившихся в этот регион еще в древности».

«Впервые о связи китайской деревни с Древним Римом заговорили в 50-е годы 20 века. Профессор Оксфордского университета Гомер Дабс (Homer Dubs) указал на описанную в исторических источниках легенду о пропавшей армии римского военачальника Марка Красса. В 53 году до нашей эры его войска были разбиты парфянами. По легенде, 145 заблудившихся легионеров спустя 17 лет оказались в Китае, где и основали поселение. Потребовалось полвека для того, чтобы теория британского профессора стала известна в Китае, поскольку местные власти не приветствовали подобную теорию по идеологическим соображениям».

«По сообщению газеты Daily Telegraph, ученые уже взяли кровь для анализа на ДНК у 93 человек, проживающих в селении Ликиан (Liqian), которое расположено на краю пустыни Гоби на расстоянии более чем 300 километров от ближайшего города. Они пытаются найти объяснение загадочному явлению: почему у многих местных жителей зеленые глаза, европейские черты лица и необычно высокий рост».

Как видим, опять китайцам помогли из Англии. Увы, отыскать китайских евреев и Лондон не сумел. Хотя «китайские евреи никогда не подвергались религиозным и расовым преследованиям».

Так куда же делись китайские евреи?! Куда важнее вопрос, откуда и когда они появились в Китае. Особенно странно наличие собственно китайских источников по евреям. С арабскими текстами проблем нет, ведь европейцы написали не только арабские народные сказки «1001 ночь», а вообще сфабриковали почти всю древнюю мусульманскую письменную культуру. Следует отдавать отчет, что азиатские народы беззащитны против европейских гуманитарных технологий, которые оказались посильнее пушек. Собственной регулярной историографии у азиатов не было и быть не могло. Не могло быть хотя бы по причине отсутствия представлений о линейной хронологии. Как пишут современные исследователи, эти народы имели круговой календарь и понимали историю как круговорот времени. То есть фактически историю никак не понимали, но имели в лучшем случае этнические сказки, песни и т.п. художественную самодеятельность.

И всё же, откуда же в Поднебесной взялись евреи. Широкой публике не слишком известно, что в 16-18 веках (примерно в 1552 – 1775 гг.) при китайском императорском дворе действовала католическая миссия иезуитов (Японию окормляли иезуиты начиная с 1542 года и примерно по 1614 год). Католические миссионеры создали китайцам хронологию и написали (или сильно поправили) китайскую историю. Заодно в середине 17 века обратили в иудаизм каких-то китайцев, дали им Тору, построили уникальную синагогу – якобы на месте древней синагоги, сгоревшей и затем смытой водой. А вот Талмуд китайским евреям не выдали, на то имелась уважительная причина – отсутствие книги в наличии, Талмуд европейцы начали сочинять лишь в 18 веке и досочинили в 19.

Проект китайских евреев дальнейшего развития не получил. Общее правило: нет оккупации (колонизации) страны Западом, нет и евреев. Хотя, как видим, китайские евреи и были заготовлены впрок. Но не пригодились, этот голем остался недоделанным. В 19 веке европейцы травили Китай опием, а не евреями.

Чему же нас учит история китайских евреев. А тому, что производить евреев европейцы умели из любого подручного материала. Правду сказать, евреи из китайцев получились так себе, иезуиты ещё догадались бы евреев из пингвинов изготовлять, ага. Ох уж мне эти мастера големов.

На первый взгляд китайские евреи голимая экзотика, однако, в действительности их история вполне характерна. В следующей части рассмотрим ещё один-другой случай бесследного исчезновения многочисленных еврейских общин, согласно исторической отчетности процветавших в глубокой древности и в средние века, но так фактически и не найденных в 19 веке.

* * *


(продолжение)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →